СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Пояснительная записка……………………………………………………….3

2. Учебно-тематическое планирование…………………………………. ……..6

3. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы……  15

4. Нормативная часть…………………………………………………………… 17

5. Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на спортивно-оздоровительном этапе…………………………… 18

6. Методическая часть………………………………………………………….. 18

7. Воспитательная работа………………………………………………………..21

8. Психологическая подготовка……………………………………………….. 23

9. Восстановительные средства и мероприятия……………………………… 26

10. Система контроля и зачетные требования…………………………………29

11. Информационное обеспечение Программы……………………………….32

 

1.Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа (далее Программа) по виду спорта легкая атлетика разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О физической культуре в Российской Федерации»; Уставом Шарлыкской «ДЮСШ» на основе следующих нормативно — правовых документов, определяющих функционирование спортивной  школы:

— Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

— Приказа Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.12.2013г., № 30530);

-Приказа Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» от 27 декабря 2013 г. № 1125;

-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 ноября 2013 г., № 30468);

-Типовой учебно-тренировочной программой спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

В данной Программе рассматривается тренировочный процесс по легкой атлетике в рамках системы многолетней спортивной подготовки.

Система многолетней спортивной подготовки представляет собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, которая основана на целенаправленной двигательной активности: оптимальное соотношение процессов тренировки, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности; рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется; строгое соблюдение постепенности в процессе наращивания нагрузок; одновременное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.

Краткая характеристика легкой атлетики как вида спорта. Легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта. Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья детей. Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях. Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Легкая атлетика» образовательной программы.

Легкая атлетика объединяет большинство общедоступных упражнений, которые сопровождают человека в повседневной жизни, и потому является одним из наиболее массовых видов спорта. К тому же, легкоатлетические упражнения составляют основу государственных тестов и нормативов для оценки физической подготовки населения России, начиная с дошкольников и заканчивая лицами зрелого возраста. Занятия легкой атлетикой имеют оздоровительное значение: положительно влияют на развитие всех органов и систем человеческого организма (например, прыжки и метания крепят мышцы, опорно-двигательный аппарат). Таким образом, с помощью легкоатлетических упражнений, при условии их регулярности, полностью решается задание гармоничного физического развития школьников всех возрастных групп. Легкая атлетика имеет большое прикладное значение, ведь за ее помощью развиваются основные физические качества — выносливость, сила, скорость, гибкость, что широко применяются в повседневной жизни, в частности — в трудовой деятельности. Во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений. Люди, которые занимаются легкоатлетическим спортом, приобретают специальные знания относительно техники исполнения физических упражнений, основных функций человеческого организма, организации тренировочных занятий, режима личной гигиены, питания, работы и отдыха.

Специфика организации обучения по дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности «Легкая атлетика» заключается в том, что программа предусматривает последовательность изучения и освоения материала по технической, тактической, специальной физической и теоретической подготовке в соответствии с этапами и годами обучения, что позволяет соблюсти принцип преемственности в построении учебно-тренировочного процесса. Программа раскрывает весь комплекс воспитания, обучения, тренировки в спортивной школе, является многолетним процессом и предусматривает определённые требования для обучающихся в соответствии с этапом подготовки.

Программа составлена для спортивно-оздоровительного этапа подготовки и предусматривает:

  • проведение теоретических и практических занятий;
  • обязательное выполнение учебно-тренировочного плана;
  • сдачу контрольно-переводных нормативов;
  • регулярное участие в соревнованиях;

 

   Основная цель программы – реализация  тренировочного  процесса  на  этапах  многолетней  спортивной  подготовки, создание условий  для  успешного  обучения  детей  и  подростков  широкому  арсеналу  тренировочных  средств,  способствующих  дальнейшему  совершенствованию  в  избранном  виде  спорта, повышению  уровня  физической  подготовленности  и  функциональных  возможностей  от  этапа  к  этапу, содействие успешному решению задач физического воспитания детей. Формирование и развитие  способностей детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация их свободного времени.

 

   Задачами  дополнительной  общеразвивающей  программы физкультурно – оздоровительной направленности «Легкая атлетика» являются:

– укрепление  здоровья  и  всестороннее  физическое  развитие;

– совершенствование  техники избранного  вида спорта;

– постепенное и неуклонное  увеличение  тренировочных  нагрузок;

– повышение  внутренней  мотивации к спортивной  специализации;

– воспитание специальных  двигательных  и  координационных качеств;

–  возрастание объема средств локального воздействия на мышечные группы,      работа которых является решающей в избранном виде спорта;

– развитие физических качеств;

–  углубленная специализация с использованием всей совокупности средств и методов тренировки;

– повышение  психической  устойчивости  спортсмена;

– овладение тактическими действиями в процессе соревнований

– овладение теоретическими знаниями в вопросах спортивной подготовки.

 

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Легкая атлетика» выражается в следующем. За последние десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста.  Образ жизни детей, в настоящее время, отличается сниженной физической активностью, агрессивностью информационной среды. Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «Легкая атлетика» способствует вовлечению  детей в учебно-тренировочный процесс спортивной школы, что в свою очередь, положительно сказывается на физическом состоянии детей, формирует  позитивную  психологию общения и коллективного взаимодействия, способствует повышению самооценки, положительно отражается на индивидуальной ответственности и дисциплине обучающихся. Освоение программы обучающимися расширяет их двигательные возможности, компенсирует дефицит двигательной активности. Кроме того, актуальность программы определяет и интерес родителей (детей, подростков) именно к этому виду спорта в настоящее время.

Данная образовательная программа рассчитана в возрасте от 7 лет до 18 года. Спортивно-оздоровительная группа формируется как из вновь зачисляемых учащихся, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.

Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Легкая  атлетика»  весь период.

   Ожидаемые результаты. Динамика индивидуальных показателей развития физических качеств обучающихся; формирование знаний по здоровому образу жизни. Освоение обучающимися правил соревнований по легкой атлетике, овладение обучающимися понятиями «Техника и тактика бега» и применение обучающимися полученных знаний  в практике.  Приобретение дополнительных знаний истории легкой атлетики. Приобретение обучающимися организаторских навыков и умения действовать в коллективе.

 

2.Учебно-тематическое планирование

   Основными формами образовательного процесса в спортивной школе являются теоретические и групповые практические занятия, тренировки по индивидуальным планам, календарные соревнования.

Изучение теоретического материала планируется в форме бесед или специальных теоретических занятиях продолжительностью 05-30 мин.

Перевод обучающихся в группу следующего года обучения производится на основании решения педагогического совета, оформленного соответствующим протоколом,  с учетом итогов промежуточной аттестации выполнения обучающимися контрольно-переводных нормативов по общей физической подготовке.

Подготовка легкоатлетов делится  на несколько этапов, которые имеют свои особенности. Данная программа разработана для спортивно-оздоровительного этапа и может длиться от 1 года до нескольких лет. Основной на этом этапе является физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовленность, освоение жизненно важных двигательных навыков и качеств, спортивных и подвижных игр. Занятия строятся таким образом, чтобы дети получали удовольствие от двигательной активности.

Годовая учебно-тренировочная нагрузка

Этап подготовки Год обучения Объем учебно-тренировочной работы в неделю (в часах) Годовая учебно-тренировочная нагрузка (на 52 недели)
Спортивно-оздоровительный 1 год и далее 6

 

312

 

 

     Годовой план учебно-тренировочных занятий для спортивно-оздоровительной группы по лёгкой атлетике (нагрузка 6 часов в неделю)

п/п

                  Разделы подготовки Кол-во

часов

1. Теоретическая подготовка 36
2. Общая физическая подготовка 72
3. Специальная физическая подготовка 45
4. Техническая подготовка 53
5. Тактическая подготовка 20
6. Психологическая подготовка 10
7. Игровая подготовка 50
8. Контрольные нормативы 6
9. Соревновательная деятельность 16 (согласно календаря соревнований)
10. Медицинский и врачебный контроль 4
Всего часов: 312

Учебно-тематический план для группы спортивно-оздоровительного этапа

 

№ п/п Темы Количество часов
Теоретическая подготовка Практическая подготовка Всего
1 Физическая культура и спорт в России.  

4

 

 

4

1.1 Понятие о физической культуре и спорте как средстве укрепления здоровья и подготовки к трудовой деятельности.  

 

1

 

 

 

 

1

1.2 Роль детских и молодежных организаций в развитии физической культуры и спорта.  

1

 

 

1

1.3 Основные решения Правительства по вопросам физкультуры и спорта. Органы управления физкультурным движением и спортом в стране.  

 

1

 

 

 

 

1

1.4 Задачи физкультурных организаций в развитии массовой физической культуры.  

1

 

 

1

2 Техника безопасности. 2 2
2.1 Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой.  

1

 

1

2.2 Поведение на улице во время движения к месту занятия.  

1

 

1

3 Гигиенические знание и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена.  

4

 

4

3.1 Исторические сведения о зарождении бега как вида спорта.  

1

 

 

1

3.2 Основные этапы развития бега на короткие, средние и длинные дистанции в стране.  

1

 

 

1

3.3 Российские спортсмены на чемпионатах Европе, мира и Олимпийских играх.  

1

 

 

1

3.4 Уровень достижений в беге на короткие, средние и длинные дистанции в мире, стране, регионе.  

 

1

 

 

 

 

1

4 Личная общественная гигиена. 5 5
4.1 Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена. 1 1
4.2 Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. 1 1
4.3 Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта, зубами. 1 1
4.4 Гигиенические требования к питанию спортсмена, одежде и обуви. 1 1
4.5 Закаливание организма  юного спортсмена. 1 1
5 Краткие сведения о строении и функциях организма.  

5

 

5

5.1 Влияние систематических занятий физическими упражнениями на организм занимающихся. 1 1
5.2 Основные сведения о дыхании, кровообращении, значении крови. Сердце и сосуды. Органы пищеварения и обмен веществ. 1 1
5.3 Физиологические основы спортивной тренировки. 1 1
5.4 Физиологические методы определения работоспособности бегунов. 1 1
5.5 Значение аэробной и анаэробной производительности в беге на средние и длинные дистанции. 1 1
6 Врачебный контроль и самоконтроль, профилактика травм и заболеваний. Восстановительные мероприятия.  

 

5

 

 

4

 

 

9

6.1 Систематический врачебный контроль и самоконтроль в процессе занятий бегом (объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия, пульс; субъективные данные: самочувствие, аппетит, настроение, работоспособность).  

 

 

1

 

 

 

4

 

 

 

5

6.2 Травматизм и заболевание, оказание первой помощи при несчастных случаях. 1 1
6.3 Роль восстановительных мероприятий в тренировочном процессе. Роль педагогических средств восстановления.  

 

1

 

 

 

 

1

6.4 Психологические и медико-биологические средства восстановления.  

1

 

 

1

6.5 Спортивный массаж, приемы и виды массажа. Значение парной бани, сауны.  

1

 

 

1

7 Сущность спортивной тренировки.  

3

 

3

7.1 Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов. 1 1
7.2 Средства и методы спортивной тренировки юных бегунов. 1 1
7.3 Формы организации занятий в спортивной тренировке. 1 1
8 Основные  виды  подготовки  юного  спортсмена. 5 250 255
8.1 Нравственное формирование личности юного спортсмена. 1 1
8.2 Воспитание волевых качеств в процессе тренировки и соревнований. 1 1
8.3

 

Понятие о психологической подготовке юных спортсменов. 1 1
8.4 Физическая подготовка, ее содержание и виды. Виды проявления и методы развития этих качеств. 1 72 73
8.5 Специальная физическая подготовка. 45 45
8.6 Содержание и методика технической подготовки. 1 53 54
8.7 Тактическая подготовка. 20 20
8.8 Психологическая подготовка в тренировочном процессе и соревновательной деятельности.  

 

10

 

10

8.9 Игровая подготовка. 50 50
9 Спортивные  соревнования и контрольные нормативы.  

3

 

22

 

25

9.1 Значение спортивных соревнований. Правила соревнования. 1 1
9.2 Возраст допуска к различным   по уровню соревнованиям. Права и обязанности, спортивная форма участников.  

 

1

 

 

 

 

1

9.3 Планирование, организация и проведение спортивных соревнований. Календарный план. Положение о соревнованиях. Организация соревнований.  

 

1

 

 

16

 

 

17

9.4 Контрольные нормативы. 6 6

Содержание занятий

Теоретическая подготовка

Тема 1. Физическая культура и спорт в России. (4 часа)

Понятие о физической культуре и спорте как средстве укрепления здоровья и подготовки к трудовой деятельности. Роль детских и молодежных организаций в развитии физической культуры и спорта.

Основные решения Правительства по вопросам физкультуры и спорта. Органы управления физкультурным движением и спортом в стране. Задачи физкультурных организаций в развитии массовой физической культуры.

Тема 2. Техника безопасности. (2 часа)

Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Поведение на улице во время движения к месту занятия.

Тема 3. Развитие бега в нашей стране и за рубежом.(4 часа)

Исторические сведения о зарождении бега как вида спорта. Основные этапы развития бега на короткие, средние и длинные дистанции в стране.  Российские спортсмены на чемпионатах Европе, мира и Олимпийских играх. Уровень достижений в беге на короткие, средние и длинные дистанции в мире, стране, регионе.

Тема 4. Личная общественная гигиена.(5 часов)

Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта, зубами. Гигиенические требования к питанию спортсмена, одежде и обуви. Закаливание организма  юного спортсмена.

Тема 5. Краткие сведения о строении и функциях организма. (5 часов)

Влияние систематических занятий физическими упражнениями на организм занимающихся. Основные сведения о дыхании, кровообращении, значении крови. Сердце и сосуды. Органы пищеварения и обмен веществ.  Физиологические основы спортивной тренировки. Физиологические методы определения работоспособности бегунов. Значение аэробной и анаэробной производительности в беге на средние и длинные дистанции.

Тема 6. Врачебный контроль и самоконтроль, профилактика травм и заболеваний. Восстановительные мероприятия. (5 часов)

Систематический врачебный контроль и самоконтроль в процессе занятий бегом (объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия, пульс; субъективные данные: самочувствие, аппетит, настроение, работоспособность). Травматизм и заболевание, оказание первой помощи при несчастных случаях. Роль восстановительных мероприятий в тренировочном процессе. Роль педагогических средств восстановления. Психологические и медико-биологические средства восстановления. Спортивный массаж, приемы и виды массажа. Значение парной бани, сауны.

Тема 7. Сущность спортивной тренировки.(3 часа)

Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов. Средства и методы спортивной тренировки юных бегунов. Формы организации занятий в спортивной тренировке.

Тема 8. Основные  виды  подготовки  юного  спортсмена.(5 часов)

Нравственное формирование личности юного спортсмена. Воспитание волевых качеств в процессе тренировки и соревнований. Понятие о психологической подготовке юных спортсменов. Физическая подготовка, ее содержание и виды. Виды проявления и методы развития этих качеств. Специальная физическая подготовка. Содержание и методика технической подготовки. Тактическая подготовка. Психологическая подготовка в тренировочном процессе и соревновательной деятельности. Игровая подготовка.

Тема 9. Спортивные  соревнования и контрольные нормативы.(3 часа)

Значение спортивных соревнований. Правила соревнования. Возраст допуска к различным   по уровню соревнованиям. Права и обязанности, спортивная форма участников. Планирование, организация и проведение спортивных соревнований. Календарный план. Положение о соревнованиях. Организация соревнований. Контрольные нормативы.

Общефизическая подготовка

Развитие силы (силовая подготовка)

— Развитие силы основных групп мышц рук, ног, туловища упражнениями с использованием собственного веса /подтягивание, отжимание в упоре лежа, поднимание и опускание туловища, поднимание и опускание ног из различных исходных положений Упражнения с отягощениями /штанга, гантели, набивные мячи, вес партнера/

— Упражнения на снарядах и со снарядами;

— Упражнения из других видов спорта;

— Подвижные и спортивные игры;

 

Развитие быстроты (скоростная подготовка)

— Виды бега на короткие дистанции, выполнение упражнений или отдельных их элементов в максимальном темпе в определенный отрезок времени;

— Подвижные и спортивные игры;

 

Развитие выносливости

— Кроссы по гладкой и пересеченной местности длительное время

— Упражнения из других видов спорта, выполняемые длительное время /лыжи, коньки, плавание, ходьба/

— Подвижные спортивные игры;

 

Развитие ловкости /координационная подготовка/

— Выполнение упражнений, требующих тонкой координации движений;

— Выполнение упражнений из непривычного /неудобного/ положения;

— Подвижные и спортивные игры

 

Развитие гибкости

— Выполнение упражнений на растяжение, увеличение амплитуды (степени подвижности) в суставах, упражнение из других видов спорта (гимнастика, акробатика)

 

Специальная физическая подготовка.

— Специальные беговые упражнения на месте и в движении, со снарядами и без снарядов.

— Специальные прыжковые упражнения на месте в движении, со снарядами и без снарядов.

— Специальные упражнения на тренажёрах (для развития силы, скоростно – силовых качеств, быстроты, выносливости).

— Специальные упражнения для овладения техники: бега, прыжков и метания.

— Специальные упражнения в парах (с партнёром).

 

Обучение и совершенствование техники.

В процессе тренировок юные спортсмены начинают знакомство с технической стороной видов лёгкой атлетике:

— бег на короткие, средние и длинные дистанции;

— барьерный бег;

— прыжки в длину;

— прыжки в высоту;

— прыжки с шестом;

— толкание ядра;

— метание копья (мяча);

— метание молота;

На этом этапе необходимо:

— создать общее представление о двигательном действии и установку на овладение им;

— научить частям (фазам или элементам) техники действия, не освоенным ранее;

— предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники.

Процесс обучение техники строится следующим образом:

— рассказ;

— показ;

— опробование.

 

Соревнования и прикидки (по календарю).

— Первенства ДЮСШ.

— Межрайонные соревнования.

— Матчевые встречи городов Оренбургской области.

— Первенство Оренбургской области.

 

3.Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

Организационно – педагогические условия реализации образовательной программы обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Форма обучения  в  МАУДОД  « ДЮСШ » – очная.

Формами организации тренировочного процесса в спортивной школе являются: тренировочные занятия с группой, сформированной с учетом возрастных особенностей, тренировочные сборы, участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.

Наполняемость группы: от 10 до 15 человек.

Продолжительность одного тренировочного занятия при реализации настоящей программы на спортивно-оздоровительном составляет 2 часа.

Объем тренировочной нагрузки в неделю составляет 6 часов.

Отделение «легкая атлетика» в спортивной школе, реализующей настоящую программу должно быть укомплектовано следующим минимумом  спортсооружений:

— Стадион (400м,с 4-мя дорожками по кругу);

— Спортивный зал  размером не менее 30х17м;

 

Перечень спортивного инвентаря и оборудования

N п/п Наименование Единица измерения Количество изделий
 Оборудование и спортивный инвентарь
1. Барьеры штук 10
2. Жгуты штука 4
3. Стартовый станок штук 2
4. Теннисный мяч штук 10
5. Эстафетные палочки штук 4
6. Нагрудные номера штук 15
7. Шиповки (беговые) штук 15
8. Экипировка штук 10
 Дополнительное и вспомогательное оборудование и спортивный инвентарь
9. Скамейка гимнастическая штук 6
10. Секундомер штук 1
11. Свисток штук 1
  1. Нормативная часть программы

Программа разработана для обучающихся  на спортивно-оздоровительном этапе спортивной подготовки.

Комплектование групп спортивной подготовки, организация тренировочных занятий, проведение воспитательной работы со спортсменами осуществляется администрацией, тренерским советом и тренерами отделения «Легкая атлетика» в соответствии с Уставом и требованиями данной Программы.

С учетом специфики вида спорта «Легкая атлетика» определяются следующие особенности спортивной подготовки:

— комплектование групп спортивной подготовки, а также планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) осуществляются в соответствии  возрастными особенностями развития;

— в зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения спортивных соревнований, подготовка по виду спорта «Легкая атлетика» осуществляется на основе обязательного соблюдения необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.

Состав групп формируется из лиц проходящих спортивную подготовку примерно одного уровня спортивной подготовленности с разницей по возрасту не более 5 лет. Возраст спортсменов на  момент зачисления должен быть  не менее 7 лет. Тренировочный процесс, осуществляющий спортивную подготовку, ведется в соответствии с годовым тренировочным планом.

Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:

— групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;

— работа по индивидуальным планам;

— тренировочные сборы;

— участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;

— медико-восстановительные мероприятия;

— тестирование и контроль.

В процессе теоретических и практических занятий спортсмены должны получить знания и навыки тренера-общественника и спортивного судьи.    Продолжительность одного тренировочного занятия рассчитывается в  академических часах (45 минут) с учетом возрастных особенностей занимающихся.

На спортивно-оздоровительном этапе подготовки необходимо наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к занятиям по легкой атлетике и к участию в спортивных соревнованиях. Для этого два раза в год проводиться углубленное медицинское обследование лиц, проходящих спортивную подготовку.

При подготовке спортсменов важным аспектом является психофизическая подготовка. Программой устанавливается комплекс действий и приемов, осуществляемых в условиях тренировок и соревнований, которые связаны со значительными психическими и физическими напряжениями, формирующие основные психологические качества спортсмена:

-уверенность в своих действиях, четкое представление о своих возможностях и способность предельно мобилизовать их в условиях соревновательной борьбы;

— развитая способность к проявлению волевых качеств;

-устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;

-степень совершенства кинестетических, визуальных и других сенсорных восприятий различных параметров двигательных действий и окружающей среды;

-способность к психической регуляции движений, обеспечению эффективной мышечной координации;

-способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени.

 

  1. Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на спортивно-оздоровительном этапе
Виды спортивной подготовки Спортивно-оздоровительный этап
Общая физическая подготовка (%) 27
Специальная физическая подготовка (%) 16
Психологическая подготовка (%) 4
Техническая подготовка (%) 20
Тактическая, подготовка (%) 6
Игровая и соревновательная подготовка, (%) 27

 

  1. Методическая часть

Методическая часть программы включает методические рекомендации по основным видам спортивной подготовки легкоатлетов, рекомендации по проведению тренировочных занятий и соревнований, по технике безопасности.

Большое значение для реализации целей спортивной подготовки легкоатлетов имеет использование в тренировочном процессе передовых методов тренировки и организации тренировочного процесса с помощью единой методической системы, доведенной до уровня поурочных программ.

В зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения спортивных соревнований, подготовка по виду спорта легкая атлетика осуществляется на основе обязательного соблюдения необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку:

1.Тренировочный процесс планируется на основе материалов, изложенных в данной программе.

2.Планирование тренировочных занятий и распределение программного материала в группах проводится на основании плана тренировок и годового графика распределения тренировочных часов, которые предусматривают организацию тренировочных занятий.

3.Тренировочным планом предусматриваются теоретические и практические занятия, сдача контрольных нормативов, восстановительные мероприятия и участие в соревнованиях.

4.На теоретических занятиях спортсмены историей легкой атлетики, методикой подготовки и тренировки, правилами по судейству соревнований.

5.На практических занятиях спортсмены применяют полученные знания, развивают волевые качества, трудолюбие, целеустремленность и настойчивость в устранении недостатков. Участие в соревнованиях организуется в соответствии с годовым календарным планом.

Тренер, реализующий данную программу обязан:

-комплектовать состав групп и принимать меры по сохранению его контингента;

— составлять план-конспект тренировок и обеспечивать его выполнение;

— проводить тренировочные занятия в соответствии с расписанием;

-осуществлять всестороннюю физкультурную подготовку спортсменов, выявлять и развивать их творческие способности;

— два раза в год проводить общий инструктаж по технике безопасности и правилам поведения спортсменов на тренировочных занятиях;

— на тренировках соблюдать принцип доступности и последовательности;

— следить за своевременным прохождением медицинского обследования и предоставлением медицинских справок;

-по данным медицинского осмотра знать уровень психофизических возможностей спортсменов и следить за их состоянием во время проведения тренировок;

— обеспечить подготовку мест проведения тренировочных занятий.

Спортсмены обязаны:

— приходить на тренировки в дни и часы согласно расписанию;

— выполнять тренировочную программу;

— своевременно проходить медицинский контроль и иметь справку о прохождении медосмотра.

 

Правила техники безопасности при проведении занятий и соревнований:

  1. Тренеры обязаны прибыть на занятия за 10 минут до начала, лично проверить место проведения занятий и инвентарь.
  2. Занятия должны проходить в чистом помещении, при нормальном освещении спортивных сооружений.
  3. Температура в помещении во время занятий должна соответствовать установленным нормам.
  4. Тренеры должны строго соблюдать нормы единовременной пропускной способности спортивных сооружений при проведении тренировочных занятий.
  5. Нахождение родителей в помещениях для занятий строго запрещено.
  6. Тренеру запрещается выходить из зала во время проведения занятий, а также отпускать спортсменов до окончания занятий.
  7. Тренеры, занимающиеся с спортсменами младшего возраста по окончании занятий должны передать их родителям и уходить с занятий последними.
  8. Спортсмены обязаны быть в опрятной одежде, приступать к занятиям и заканчивать только по разрешению тренера.

9.Запрещается приходить на занятия с посторонними предметами, стеклянными бутылками для питья, с острыми, режущими и воспламеняющимися предметами и жевательными резинками.

  1. Спортсмены должны строго соблюдать правила поведения в спортивном зале(нельзя бегать, кричать, спешить и толкаться).

11.Спортсмены должны соблюдать дисциплину на занятиях, выполнять требования и указания тренера .

  1. Спортсмены и тренеры обязаны строго соблюдать нормы поведения в спортивных сооружениях, бережно относиться к ним, соблюдать организованность, беспрекословно подчиняться требованиям администрации по выполнению правил поведения, пожарной безопасности и установленного входа и выхода.
  2. Администрация и тренерский коллектив не несет ответственности за утерю личных вещей спортсменов.

14.Ответственность за соблюдение безопасности при проведении тренировочных занятий несут тренеры, проводящие занятия.

  1. Во время занятий спортсменам запрещается пользоваться сотовыми телефонами.
  2. При командировании на соревнования тренер несет полную ответственность за безопасность спортсменов.
  3. К спортивным соревнованиям допускаются спортсмены прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
  4. Участники спортивных соревнований обязаны соблюдать правила их проведения.
  5. При проведении соревнований должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой медицинской помощи.

 

7.Воспитательная работа.

Целью тренировочного процесса наряду с достижением высокого спортивного результата должно быть всестороннее и гармоническое развитие личности. Добиваться реализации этой цели невозможно без использования основных принципов воспитания: научности; связи воспитания с жизнью; воспитания личности в коллективе; единства требований и уважения к личности; последовательности, систематичности и единства воспитательных воздействий; индивидуального и дифференцированного подхода; опоры на положительное в человеке. Руководствуясь данными принципами, тренер избирает необходимые методы, средства и формы воспитательной работы. Стратегия и тактика их использования должна основываться на знании интересов, характера, условий жизни и воспитания в семье и школе каждого занимающегося в спортивной секции, уровня его воспитанности. Дисциплинированность следует воспитывать с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки, четкое исполнение указаний тренера, правильное поведение на тренировочных занятиях, в школе и дома – на все это должен постоянно обращать внимание тренер. Важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие – способность преодолевать специфические трудности, что достигается прежде всего систематическим выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающей нагрузкой. На конкретных примерах нужно убеждать юного спортсмена, что успех в современном спорте зависит прежде всего от трудолюбия. Тем не менее в работе с детьми необходимо придерживаться строгой последовательности в увеличении нагрузок. При занятиях с юными спортсменами все более важное значение приобретает интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются: овладение специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.

Специфика воспитательной работы в спортивных школах состоит в том, что тренер-преподаватель имеет для нее то время, которое отведено на учебно-тренировочные занятия. Кроме того, в учебно-тренировочном сборе или спортивно-оздоровительном лагере он может использовать и свободное время. Воспитательная работа в спортивной школе практически связана с общеобразовательной школой и воспитательной работой с семьями юных спортсменов.

Тренер-преподаватель должен постоянно следить, чтобы учебно-тренировочный процесс способствовал формированию сознательного, творческого отношения к труду, высокой организованности и требовательности к себе, чувства ответственности за порученное дело, бережного отношения к месту проживания и отдыха, спортивным сооружениям, спортивной форме, инвентарю.

 

Главные воспитательные факторы в этой работе:

– личный пример и педагогическое мастерство тренера-преподавателя;

– четкая творческая организация тренировочной работы;

– формирование и укрепление коллектива;

– правильное моральное стимулирование;

– пример и товарищеская помощь (наставничество) более опытных спортсменов;

– творческое участие спортсмена в составлении планов на очередной этап подготовки и в обсуждении итогов его выполнения;

– товарищеская взаимопомощь и взаимнотребовательность;

– эстетическое оформление спортивных залов и сооружений.

Спортивным школам необходимо постоянно обновлять стенд спортивной славы, где представлены фотографии, призы, награды, завоеванные спортсменами школы за время ее существования. Это способствует воспитанию клубного патриотизма как одной из конкретных форм общего чувства патриотизма спортсмена.

Эффективной формой воспитательной работы может быть торжественное празднование дня открытия школы и выпуска учащихся.

Большую помощь в воспитании молодых спортсменов окажут встречи с известными спортсменами.

Во время проведения учебно-тренировочных сборов и спортивно-оздоровительных лагерей используются следующие формы воспитательной работы: собрания команды, лекции и беседы о международном положении, политинформации, митинги и ритуалы, участие в субботниках, встречи-отчеты с шефскими и другими трудовыми коллективами, встречи с ветеранами войн, труда и спорта.

Эти мероприятия ставят своей задачей прямое воспитательное воздействие на личность спортсмена, рост его политического самосознания, чувство ответственности перед страной и народом. Этому служат и культурно-массовые мероприятия, которые оказывают воспитательное воздействие главным образом посредством литературы и искусства. Фильмы следует подбирать так, чтобы они в увлекательной форме воспитывали лучшие гражданские качества, оптимистическое настроение при преодолении трудностей, упорство в достижении цели.

Виды  воспитания:

1.Патриотическое: воспитание патриотизма, любви к Родине и верности Отечеству.

2.Профессионально-спортивное: развитие морально-волевых качеств; воспитание эмоционально-волевой устойчивости к неблагоприятным факторам, способности переносить большие психические нагрузки.

3.Нравственное: воспитание преданности и любви к Отечеству; развитие чувства долга, чести, воспитание интернационализма, дружбы к товарищам по команде; уважения к тренеру; приобщение к истории, традициям вида спорта легкая атлетика.

4.Правовое: воспитание законопослушности; формирование неприятия нарушений спортивной дисциплины; развитие потребностей в здоровом образе жизни.

 

  1. Психологическая подготовка

Достижение высокого уровня мастерства и успех выступления в соревнованиях зависит от рационального построения всех взаимосвязанных сторон подготовки спортсменов – технической, тактической, физической, теоретической и психологической. Формирование психических качеств спортсмена может быть наиболее эффективным в подростковом и юношеском возрасте, и на тренера-преподавателя ложится обязанность использовать для этого средства и методы психологического воздействия.

В процессе психологической подготовки спортсменов воспитываются психические качества личности, которые способствуют овладению мастерством в избранном виде спорта и соответствуют требованиям, предъявляемым к высокому знанию спортсмена, а также формируется психическая готовность к конкретным соревнованиям, к надежности выступления в них.

Психологическая подготовка спортсменов состоит из общей психологической (круглогодичной) подготовки, психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.

Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсменов и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.

Тренеры-преподаватели должны воспитывать спортсменов в духе нравственных принципов.

В процессе психологической подготовки формируются также специфические морально-психические качества: устойчивый интерес к спорту, дисциплинированность при соблюдении тренировочного режима, чувство долга перед тренером и коллективом, чувство ответственности за выполнение плана подготовки и результаты выступления в состязаниях.

Тренер формирует у спортсменов такие важные качества, как общительность, доброжелательность и уважение к товарищам, требовательность к другим и самому себе, спортивное самолюбие и стремление к самовоспитанию.

Воспитываются волевые черты, проявляемые при соблюдении тренировочного режима, а также в соревнованиях: целенаправленность и самостоятельность в ходе подготовки, настойчивость в овладении мастерством в условиях больших нагрузок, смелость и самообладание при выполнении упражнений, связанных с риском, решительность и инициативность в трудных ситуациях соревнований, стойкость и выдержка при  утомлении.

В процессе психологической подготовки вырабатывается эмоциональная устойчивость в различных условиях обитания и тренировки, в условиях соревнований.

Формируются положительные межличностные отношения (общие моральные нормы поведения, сплоченность, взаимная требовательность и помощь, благоприятная психологическая атмосфера в ходе подготовки и соревнований), взаимопонимание и взаимодействие членов группы. Содержание спортивного интеллекта включает: широкий кругозор и эрудицию, способность к планированию и анализу процесса подготовки, оценке своей тренированности и обобщению собственного опыта и опыта других спортсменов.

К специализированным психическим функциям относятся:

–оперативно-тактическое мышление (способность к мгновенной ориентировке в соревновательной ситуации и принятию решения, коррекции плана выступления и отдельных действий, анализу своего выступления и выступлений конкурентов и др.);

– специализированное восприятие (пространства, времени, усилий, темпа);

–комплексные специализированные восприятия (чувство воды, планки, дистанции удара и др.);

–простые и сложные сенсомоторные реакции, свойства внимания (концентрация, распределение, переключение).

Средства и методы психолого-педагогических воздействий, применяемых для формирования личности и межличностных отношений:

1) информация спортсменам об особенностях развития их свойств личности и групповых особенностей команды;

2) методы словесного воздействия: разъяснения, убеждения, советы, похвала, требования, критика, ободрение, суждение, внушение, примеры авторитетных людей и другие ;

3) методы смешанного воздействия: поощрение, наказание, общественные и личные поручения;

4) морально-психологическое просвещение спортсменов в ходе лекций, бесед, консультаций, объяснений;

5) личный пример тренера и ведущих спортсменов;

6) воспитательное воздействие коллектива;

7)совместные общественные мероприятия команды: формирование и укрепление спортивных традиций команды, воздействие авторитетных людей, лидеров, коллективные обсуждения выполнения учебного и тренировочного планов, дисциплины и поведения спортсменов, итогов соревнований, организация шефства производственных и других коллективов;

8) постепенное осознание повышения трудности тренировочных заданий и уровня нагрузок;

9) создание жестких условий тренировочного режима;

10)моделирование соревновательных и предсоревновательных стресс-ситуаций с применением методов секундирования;

Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общей, проводимой в течение всего года, и специальной – к конкретному соревнованию.

В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируется высокий уровень соревновательной мотивации, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.

При психологической подготовке к конкретным соревнованиям воспитывается специальная (предсоревновательная) психологическая боевая готовность спортсмена, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнить во время выступления действия, необходимые для победы.

Общая психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям осуществляется путем разъяснения цели и задач участия в состязаниях, условий и содержания предсоревновательной подготовки, значения высокого уровня психической готовности к выступлению, регуляции тренировочных нагрузок и средств подготовки для улучшения психического состояния обучаемых, моделирования условий основных соревнований сезона, уменьшения действий внешних, отрицательно влияющих факторов, обучения приемам самоконтроля и само регуляции и систематической их тренировки.

В специальной психологической подготовке к конкретному соревнованию используется общественное мнение коллектива для поддержания принятых целевых установок, уверенности и поощрения оптимальных мотивов выступления; моделируются условия предстоящих соревнований и тактики борьбы с конкретными соперниками; проводятся беседы; применяются методы саморегуляции для настройки на предстоящее выступление и оптимизации психического напряжения. Перед выступлением применяются приемы секундирования в ходе контрольных прикидок.

Управление нервно-психическим восстановлением спортсменов в процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическая напряженность, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, в перерывах между выступлениями, формируется способность к самостоятельному восстановлению.

Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения, рекламации и других средств. Для этой цели используются также рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения, система аут воздействий.

Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны быть включены во все этапы и периоды круглогодичной подготовки, постоянно повторяться и совершенствоваться. Некоторые из них на том или ином этапе годовых циклов обучения и тренировки, особенно в связи с подготовкой к соревнованиям, участием в них и восстановлением после значительных нагрузок, имеют преимущественное значение.

На этапе начальной подготовки основной упор в занятиях спортивных групп должен делаться на формирование интереса к спорту, правильной спортивной мотивации, общих нравственных и специальных морально-психологических чертах характера (трудолюбие в тренировке и дисциплинированность при соблюдении режима, чувство ответственности за выполнение плана подготовки и результаты выступления, уважение к тренеру, требовательность к самому себе и др.), а также на установление положительных межличностных отношений в коллективе, развитие простейших сенсомоторных реакций, внимания, навыков самоконтроля.

В круглогодичном цикле подготовки существует следующее распределение объектов психолого-педагогических воздействий.

В подготовительном периоде выделяются средства и методы, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, воспитанием их спортивного интеллекта, разъяснением цели и задач участия в соревнованиях, содержания общей психической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированных восприятий, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности.

В соревновательном периоде упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижение специальной психической и мобилизационной готовности в состязаниях.

В  переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления спортсменов.

 

  1. Восстановительные средства и мероприятия

Неотъемлемой составной частью каждого плана тренировки должно быть использование средств восстановления. Все многочисленные средства восстановления подразделяются на три группы: педагогические, психологические, медико-биологические.

Наиболее естественными из всех используемых являются педагогические средства восстановления. Применение этих средств предполагает как использование отдельных упражнений (бег трусцой, ходьба, плавание, упражнения на гибкость, расслабление и пр.), так и грамотное построение тренировки в занятии, микро-, мезо– и макроцикла. О правильном использовании педагогических средств можно говорить, когда у спортсмена после серии занятий отмечается нарастание тренированности и повышение работоспособности за счет выполнения нагрузки и накопления энергетических ресурсов. Этого можно достигнуть лишь умелым сочетанием различных по характеру и величине нагрузок с интервалами восстановления, обеспечиваемого переключением на другой вид деятельности или варьированием параметров работы. Ускорению течения восстановительных процессов у легкоатлетов способствуют упражнения ОФП, выполняемые в конце тренировки. В микроцикле тренировки утомление у занимающихся быстрее накапливается при такой схеме построения, когда в смежных днях недели планируется одинаковая по направленности работа, например: понедельник – развитие скоростных качеств, вторник – развитие скоростных качеств. Для повышения работоспособности легкоатлетов при построении микроциклов необходимо наряду с повышением нагрузки планировать и ее снижение в середине или конце недели. Аналогичным образом в мезоциклах тренировки наряду с возрастанием нагрузки в одном – трех микроциклах нужно предусматривать ее снижение в разгрузочном микроцикле.

Педагогические средства восстановления являются основными, поскольку нерациональное планирование тренировки невозможно восполнить воздействием любых психологических, медико-биологических средств, какими бы эффективными они ни были.

К психологическим средствам относятся:

– аутогенная тренировка;

– психологическая  профилактика;

– психологическая мышечная тренировка, внушение, мышечная релаксация, сон, отдых;

–психорегулирующая тренировка, активизирующая терапия, специально отвлекающие факторы, интенсивный индивидуальный или коллективный отдых, исключение отрицательных эмоций.

Применение психологических средств позволяет снизить уровень нервно-психического напряжения и уменьшить психическое утомление. Методика их использования, описанная во многих источниках, базируется на самовнушении, благодаря которому спортсмен приводит себя в состояние дремоты с ощущением тепла, расслаблением мускулатуры, регулированием деятельности вегетативной нервной системы.

Медико-биологические средства восстановления включают: рациональное питание (сюда входят специальные питательные смеси), витаминизацию, массаж и его разновидности ( ручной, вибро-массаж,гидро-массаж , баро-массаж), спортивные растирки, гидро, физиотерапию, курорт терапию, фармакологические и растительные средства.

При планировании использования восстановительных средств необходимо учитывать, что течение процессов восстановления обусловлено как направленностью тренировочной работы, так и объемом и интенсивностью нагрузок в занятии, микро– и мезоцикла тренировки, частотой участия в соревнованиях. Характер восстановления зависит от возраста, состояния здоровья спортсмена в данный момент, уровня его подготовленности, влияния внешней среды.

В связи с этим выбор восстановительных средств в том или ином случае должен быть индивидуальным для каждого легкоатлета.

Охарактеризуем основные из медико-биологических средств восстановления. Главным средством восстановления и повышения работоспособности спортсменов является питание. Его значение трудно переоценить еще и потому, что период пребывания в ДЮСШ совпадает с формированием всех органов и систем растущего организма детей, подростков, юношей. Между тем, как показывает практика, проблеме питания зачастую не уделяется должного внимания ни самими занимающимися, ни тренерами.

Питание выполняет в организме энергетическую и пластическую функции. Энергетическая функция питания заключается в том, что при окислении кислородом содержащихся в пище жиров и углеводов выделяется энергия, используемая для мышечной деятельности. Пластическая функция состоит в использовании поступающих с пищей белков для построения и восстановления мышц, сухожилий и других тканей, которые разрушаются в процессе работы. Особое значение в период роста имеют продукты, содержащие белковые вещества, необходимые для пластических целей.

Для ускорения восстановительных процессов рекомендуется использовать инозин, или рибоксин (по 3–4 таблетки в сутки).

В случае когда тренировки проводятся на твердом грунте или имели место перегрузки, у бегунов часто появляются боли в области ахиллова сухожилия. Это объясняется микротравмами и воспалением волокон ахиллова сухожилия. В данной ситуации необходимо уменьшить тренировочные нагрузки и начать лечение. Назначается массаж с такими мазями, как опиногель, репарил, фенилбутазон. В «остром» периоде заболевания рекомендуется использовать УВЧ и электрофорез, а в последующем – ультразвук с лазонилом или капсолином. В дни разгрузки с целью восстановления применяют плавание и теплые ванны. В меню бегунов включают студни и желе, ускоряющие заживление хрящевой ткани, увеличивают прием каротина и аскорбиновой кислоты. Хороший эффект дает прием метилурацила (по 4–6 таблеток в сутки в течение 5–7 дней).

Вследствие применения серии больших нагрузок или частого участия в соревнованиях у спортсменов может наблюдаться перевозбуждение или угнетение нервной системы, отражающееся на работоспособности бегунов. В состоянии перевозбуждения можно рекомендовать прием в течение 3–5 дней настоя корня валерианы или травы пустырника с бромистым натрием. В более серьезных случаях используется рудотель, терален (по 1–2 таблетки в сутки в течение 2–3 дней) либо радедорм (по 1–2 таблетки на ночь, но не более двух дней подряд). В состоянии угнетения хороший эффект дает применение в первой половине дня таких тонизирующих препаратов, как настойка лимонника или женьшеня, экстракт левзеи, пантокрин.

Необходимо помнить, что использование всех вышеприведенных медико-биологических средств допустимо только при назначениях спортивного врача.

Отметим, что описанные восстановительные мероприятия приведут к желаемому эффекту только при их соответствии функциональному состоянию организма бегунов, которое тренер должен уметь оценивать. В практике спортивной тренировки хорошо зарекомендовала себя классификация нагрузок, предложенная Ф.П. Сусловым и В.П. Филиным. К малым нагрузкам относятся такие, после выполнения которых восстановление спортивной работоспособности наблюдается в тот же день. Работа, вызывающая снижение работоспособности на срок не более суток, была классифицирована как средняя нагрузка. Нагрузки, после которых восстановление работоспособности у бегунов происходит не ранее чем через 48 часов, оцениваются как большие. Степень воздействия определенной тренировочной нагрузки на организм спринтера может быть определена на основе ряда биохимических показателей.

 

  1. Система контроля и зачетные требования

Результатом реализации Программы является:

— формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

— формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

— освоение основ техники по виду спорта легкая атлетика;

— всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

-повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;

-приобретение опыта и стабильность выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта легкая атлетика;

— формирование спортивной мотивации;

— укрепление здоровья спортсменов.

    На всем протяжении обучения осуществляется контроль уровня физической, спортивно-технической, теоретической подготовленности обучающихся.

Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации в соответствии с разработанными и действующими в спортивной школе локальными нормативными актами.

Так как в спортивно-оздоровительных группах занимаются дети и подростки разного паспортного и биологического возраста, с неодинаковой физической подготовленностью, то при проведении всевозможных игр, эстафет, игровых заданий возникает проблема уравнивания возможностей занимающихся. Поэтому основным принципом контрольно-оценочной деятельности является дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий. Кроме того, контроль и оценивание строятся на критериальной  основе. Критерии являются однозначными и предельно четкими.

   Оценка текущего контроля за успеваемостью осуществляется следующим образом. Основным критерием текущего контроля успеваемости является посещаемость.

При неудовлетворительном  результате обучающегося в рамках текущего контроля за успеваемостью, тренер-преподаватель вправе  не допустить обучающегося к промежуточной аттестации и сдаче контрольно-переводных нормативов.

Помимо посещаемости, в рамках текущего контроля  успеваемости, тренер-преподаватель наблюдает за тем, как проходит овладение техническими и тактическими приемами,  как происходит применение этих приемов в тренировочном процессе, соревнованиях.

   Контрольно-оценочная деятельность в рамках промежуточной и итоговой  аттестации осуществляется  с использованием оценочных материалов, разработанных МАОУ  ДОД « ДЮСШ »

Целью промежуточной аттестации является:

-проверка соответствия теоретических знаний и физической подготовки   обучающихся требованиям настоящей  программы;

— диагностика уровня освоения образовательной программы обучающимися.

 Оценка уровня знаний по теоретической подготовке.

В спортивно-оздоровительной группе осваивается большое количество различных двигательных действий, как из легкой атлетики, так и из других видов спорта . Успешность овладения новыми двигательными действиями во многом будет зависеть от сформированном представлении об изучаемом двигательном действии. Проверка теоретических знаний обучающихся в рамках промежуточной (итоговой) аттестации не является обязательной, т.к. настоящей программой предусмотрено постоянное  закрепление полученных теоретических знаний  в ходе практической подготовки, что, в свою очередь, приводит к тому,  что, в основном, все обучающиеся показывают положительные результаты по теоретической подготовке в рамках осуществления текущего контроля за успеваемостью.

В случае принятия решения о целесообразности включения в программу промежуточной (итоговой) аттестации тестирования обучающихся по теоретической подготовке, тренер-преподаватель с формирует тестовые вопросы, руководствуясь целью закрепления у обучающихся изученного теоретического материала, в зависимости от уровня освоения программы обучающимися. На каждый вопрос теста предлагается  2-3 варианта ответа, один из которых правильный. Тест может содержать до 10 вопросов.  Для успешной сдачи тестовых испытаний по теоретической подготовке обучающимся необходимо правильно ответить на 60% (зачетный минимум) вопросов теста.

Итоговая оценка в результате тестирования по теоретической подготовке в рамках настоящей программы представлена в рамках шкалы: «+» при положительном результате (60% и более правильных ответов), « — » при отрицательном.

 Оценка уровня знаний по практической подготовке включает в себя тестирование по физической подготовке, технической подготовке и сдачу контрольно-переводных нормативов по общей физической подготовке  в конце учебного года.

Текущий контроль успеваемости – форма педагогического контроля спортивной формы обучающихся, выполнения ими учебной программы по легкой атлетике в период обучения.

Промежуточная аттестация – форма педагогического контроля динамики спортивной формы.

Итоговая аттестация — форма оценки теоретических знаний, выполнение контрольных нормативов обучающегося, полностью завершившего обучение.

Учреждение самостоятельно в выборе системы форм и оценок занимающихся. Система нормативов последовательно охватывает весь период обучения в спортивной школе. Состав нормативов может меняться в зависимости от поставленных целей и задач. Для спортивно-оздоровительных групп нормативы носят главным образом контролирующий характер.

Нормативы, представленные в таблице являются ориентиром на нормативы федерального стандарта, оценка отлично является показателем соответствия, предъявляемым требованиям на зачисление в группы начальной подготовки предпрофессиональной программы.

 

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки

Развиваемое

физическое качество

Контрольные упражнения

(тесты)

Оценка
юноши Девушки отлично

м/д

Удовл

м/д

Бег на короткие дистанции, бег на средние и длинные дистанции
скоростные качества Бег на 20м с ходу Бег на 20м с ходу 2,7/3,0
Бег на 100м Бег на 100м 14,2/17,0
скоростно-силовые

качества

Прыжок в длину с места Прыжок в длину с места 190/160
прыжки
скоростные качества Бег на 20м с ходу Бег на 20м с ходу 3,4/4,2
Бег на 100м Бег на 100м 15,2/17,5
скоростно-силовые

качества

Прыжок в длину с места Прыжок в длину с места 190/160
многоборье
скоростные качества Бег на 20м с ходу Бег на 20м с ходу 3,4/4,2
Бег на 100м Бег на 100м 15,2/17,5
скоростно-силовые

качества

Прыжок в длину с места Прыжок в длину с места 190/160
Бросок набивного мяча Бросок набивного мяча 11/9

 

11. Информационное обеспечение Программы

  1. Буданова ГЛ., Буйлова П.Н., Глазков Ю.И. Дополни­тельное образование детей: нормативно-правовая база (вопро­сы и ответы) //Библиотечка журнала «Вестник образования Рос­сии». 2008. № 6.
  2. Буданова ГЛ., Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Методиче­ские рекомендации по организации дополнительного образова­ния детей в общеобразовательных школах //Библиотечка журна­ла «Вестник образования России». 2006. № 7.
  3. Буйлова Л.Н., Кочнева СВ. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб-метод, пособие. — М., 2001.

4.Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. — М., 2000.

  1.  Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Учеб­ник. — М., 2000.

6.Каменцер М.Г Спортшкола в школе. — М., 1985.

7.Физическое воспитание детей и обучающихся в образо­вательных учреждениях г. Москвы. Информационно-методический сборник № 1. //Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». -М.,2002.

  1. Холодов Ж.К.} Кузнецов B.C. Теория и методика физи­ческого воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2001.

9.Майфат С.П., Малафеева С.Н. Контроль за физической подготовленностью в юношеском возрасте. — Екатеринбург, 2003. — 131 с.

  1. Лёгкая атлетика. Бег на короткие дистанции: Примерная программа для дополнительного образования детей: ДЮСШ, СДЮШОР.-М.: Советский спорт, 2003.

11.Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: критерии отбора.-М.:Терра-спорт,2000.-240с

12. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношества.  М.: 1999.

Поддержка
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?