СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………….3
  2. Учебно-тематическое планирование…………………………………………………7

3.Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы……………………11

  1. Нормативная часть……………………………………………………………………..12
  2. Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на спортивно-оздоровительном этапе …………………………13
  3. Методическая часть…………..………………………………………………………14
  4. Воспитательная работа………………………………………………………………22
  5. Психологическая подготовка…………………………………….………………….25
  6. Восстановительные средства и мероприятия………………………………………26
  7. Система контроля и зачетные требования…………………………………………28
  8. Информационное обеспечение Программы……………………………………….30

 

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа  (далее Программа) по виду спорта шахматы разработана в соответствии с основными положениями и требованиями нормативных актов и законодательств в сфере образования, физической культуры и спорта.

Программа составлена на основе:

— Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

— Приказа Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.12.2013г., № 30530);

— Приказа Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» от 27 декабря 2013 г. № 1125;

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 ноября 2013 г., № 30468);

— Типовой учебно-тренировочной программой спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

В данной Программе рассматривается тренировочный процесс по шахматам в рамках системы многолетней спортивной подготовки.

Система многолетней спортивной подготовки представляет собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, которая основана на целенаправленной двигательной активности: оптимальное соотношение процессов тренировки, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности; рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется; строгое соблюдение постепенности в процессе наращивания нагрузок; одновременное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.

Краткая характеристика шахмат как вида спорта. Шахматы – это не просто вид спорта. Шахматы – это увлекательный досуг, тонкий расчет, замечательная тренировка памяти и умения просчитать игру на несколько ходов вперед, мастерство предвидеть ходы соперника. Шахматы – это и железная выдержка, упорство, умение владеть собой и своими нервами. Шахматы отлично развивают память и логическое мышление, а также воспитывают трудолюбие и волю к победе. Каждый шахматист при соответствующей подготовке может приобрести спортивные качества, которые позволяют ему добиться высших для его индивидуальных возможностей достижений. Шахматы объединяют людей. Не зря ведь девизом Международной шахматной федерации стал лозунг: «Мы все – одна семья».

Шахматы являются одним из популярных видов спорта во всем мире. Спортивную деятельность шахматиста обычно ассоциируют с умственной работой, имеющей яркую эмоциональную окраску. Шахматы, как вид соревновательной деятельности относятся, согласно Л.П. Матвееву, в общей классификации к группе абстрактно-игровых видов спорта, исход состязаний в которых в решающей мере определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника. Эта особенность шахмат, несомненно, оказывает определенное влияние на систему подготовки, в которой в отличие от других видов спорта центральное место занимает профессиональная шахматная подготовка, а физическая подготовка решает лишь задачи общего характера, например, развитие общей выносливости.

Процесс шахматной тренировки состоит из общей и специальной подготовки, которые взаимосвязаны друг с другом. Общая подготовка направлена, прежде всего, на всестороннее шахматное образование и развитие необходимых качеств шахматиста- спортсмена. Специальная подготовка шахматиста осуществляется в непосредственной связи с овладением и совершенствованием мастерства на базе уже приобретенных навыков и умений общей подготовки.

Вид спорта шахматы включает в себя следующие дисциплины: классические шахматы (классика), быстрые шахматы (рапид), блиц.

Подготовка шахматистов различной квалификации проводится круглогодично – в подготовительном, соревновательном и переходно-восстановительном периодах после соревнований. В подготовку во время соревнований следует включать:

1) построение тактического плана борьбы в зависимости от турнирного положения и подмеченных сильных и слабых сторон противника;

2) уточнение в выборе дебютных схем к каждому противнику;

3) анализ позиций отложенных партий;

4) четкое соблюдение гигиенического режима;

5) физзарядку, прогулки, занятия спортом;

6) отдых.

В наши дни появились новые методы подготовки шахматиста, связанные с применением компьютеров. Компьютерные программы применяются для развития специальных качеств шахматиста. Среди таких программ следует отметить CTART – обучающую программу по шахматной тактике, и тренировочную программу М.И. Дворецкого. Основная цель компьютерной программы М.И. Дворецкого – это совершенствование алгоритма обдумывания хода, развитие навыков и умений, которые потом помогут в аналогичных ситуациях за доской.

Программа учитывает основополагающие принципы спортивной подготовки шахматистов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.

По мере необходимости предусмотрена возможность вносить изменения в Программу.

Принцип комплектности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (теоретической, психологической и физической подготовки, педагогического контроля).

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала  по этапам обучения и соответствие его требованиям этапов спортивной подготовки с учетом преемственности задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок.

Принцип вариативности предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальные способности спортсменов, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующуюся разнообразием средств и методов тренировки, направленных на решение определенных задач подготовки.

Специфика организации обучения по дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности «Шахматы» заключается в том, что программа предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (теоретической, психологической и физической подготовки, педагогического контроля) определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствие его требованиям этапов спортивной подготовки с учетом преемственности задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок.

Программа составлена для спортивно-оздоровительного этапа подготовки и предусматривает:

  • проведение теоретических и практических занятий;
  • обязательное выполнение учебно-тематического плана;
  • сдачу контрольно-переводных нормативов;
  • регулярное участие в соревнованиях;

Основная цель программы – реализация  учебно-тренировочного  процесса  на  этапах  многолетней  спортивной  подготовки, создание условий  для  успешного  обучения  детей  и  подростков  широкому  арсеналу  тренировочных  средств,  способствующих  дальнейшему  совершенствованию  в  избранном  виде  спорта, повышению  уровня  физической  подготовленности  и  функциональных  возможностей  от  этапа  к  этапу, содействие успешному решению задач физического воспитания детей. Формирование и развитие  способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация их свободного времени.

Задачами дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-оздоровительной направленности «Шахматы» являются:

— освоение знаний о шахматной игре, изучение ее истории, правил и законов;

— освоение объема теоретических знаний;

— формирование умений и навыков практической игры;

— выполнение учащимися спортивных разрядов

— подготовка волевых, смелых, дисциплинированных, спортсменов;

— подготовку и выполнение нормативных требований;

— развитие мышления и творческих способностей;

— развитие логики и памяти;

— удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в нравственном и интеллектуальном развитии, в занятиях физической культурой и спортом;

— формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

— выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

— обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и спортивных достижений обучающихся.

Основные принципы образовательной программы:

Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержа­ния соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочно­го процесса: технической, тактической, психологической, теоретической подготовки, воспитательной работы, восста­новительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля.

  • Принцип преемственности определяет последовательность изложе­нии программного материала по этапам многолетней подготовки. Надо обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов трени­ровочных и соревновательных нагрузок, рост показателей технико-тактической подготовленности.
  • Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного шахматиста вариативность программного материала для практических за­нятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Шахматы» выражается в следующем. Шахматы –  это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики,  мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Образ жизни детей, в настоящее время, отличается агрессивностью информационной среды. Программа способствует вовлечению  детей в учебно-тренировочный процесс спортивной школы, что в свою очередь, формирует  позитивную  психологию общения и коллективного взаимодействия, способствует повышению самооценки.

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа, с 7 лет до 18 лет. Минимальный возраст детей для зачисления на обучение  — 7 лет.

Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Шахматы» весь период.

Ожидаемые результаты –  Освоение обучающимися правил игры в шахматы, овладение обучающимися основными понятиями и применение обучающимися поученных знаний  в игре.  Приобретение дополнительных знаний истории и происхождении шахмат. Приобретение обучающимися организаторских навыков и умения действовать в коллективе.

  1. Учебно-тематическое планирование

Основными формами образовательного процесса в спортивной школе являются теоретические и групповые практические занятия, тренировки по индивидуальным планам, календарные соревнования, учебные, тренировочные и товарищеские игры, в сроки соответствующие Календарному учебному  графику.

Изучение теоретического материала планируется в форме бесед, продолжительностью 05-30 мин. Или специальных теоретических занятиях продолжительностью 45 мин.

Перевод обучающихся в группу следующего года обучения производится на основании решения педагогического совета, оформленного соответствующим протоколом,  с учетом итогов промежуточной аттестации выполнения обучающимися контрольно-переводных нормативов по общей физической подготовке.

Подготовка  игроков в  шахматы делится  на несколько этапов, которые имеют свои особенности. Данная программа разработана для спортивно-оздоровительного этапа подготовки. Основной на этом этапе является физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на укрепление здоровья, на разностороннюю подготовленность.

 

Годовая учебно-тренировочная нагрузка

Этап подготовки Год обучения Объем учебно-тренировочной работы в неделю (в часах) Годовая учебно-тренировочная нагрузка (на 52 недели)
Спортивно-оздоровительный  1 год и далее 6

 

312

 

 

Учебно-тематический план группы спортивно-оздоровительного этапа

1-ый год обучения

№ раздела и темы Название разделов и тем Кол-во часов
Теория Практика Всего
1 Техника безопасности. Профилактика травматизма 2 2
2 Вводное занятие. Правила игры. 3 12 15
3 История шахмат 3 3
4 Понятие дебюта. Прнципы игры в дебюте. Ошибки в дебюте. Миниатюры. 5 12 17
5 Понятие окончания. Стратегические задачи. Матование одинокого короля. 7 24 31
6 Понятие середины игры. Стратегические задачи. 9 26 35
7 Шахматная тактика. Решение творческих заданий. 9 26 35
8 Вводное занятие. Правила игры в соревнованиях. 3 12 15
9 Чемпионы мира по шахматам. 3 3
10 Открытые дебюты. 5 22 27
11 Простейшие окончания. 5 22 27
12 Пешечные структуры (слабые и сильные) Хорошие и плохие поля для расположения фигур 10 32 42
13 Тактические приемы (нападение, защита, двойной удар, связка, уничтожение защиты, отвлечение) Итоговое занятие. 10 32 42
14 Участие в официальных соревнованиях согласно календарному плану 14
15 Контрольные испытания 4
                                                                      Итого:                    74 220 312

                   

Содержание занятий

  1. Техника безопасности. Профилактика травматизма, теория – 2 часа

Техника безопасности при занятиях шахматами. Гигиена, закаливание, режим тренировочных занятий и отдыха. Питание, самоконтроль. Оказание первой помощи при травмах.

Поведение на улице во время движения к месту занятия. Безопасный маршрут.

  1. Правила игры. Вводные, контрольные, итоговые занятия, теория — 3 часа, практика 12 часов.

Теория: шахматная доска, поля, фигуры, ходы фигур. Ценность фигур.

Практика: Простые игры с фигурами, лабиринты, взятия фигур, «часовые».

  1. История шахмат, теория — 3 часа

Теория: легенда возникновения шахматной игры, древние шахматы, путешествие шахмат по миру, шахматы в жизни Петра 1, Пушкина и других Великих людей.

  1. Понятие дебюта. Принципы игры в дебюте. Ошибки в дебюте. Миниатюры, теория — 5 часов, практика 12 часов.

Теория: буквы, цифры, поля, запись позиции, запись партии.

Практика: игра с записью, разбор.

  1. Понятие окончания. Стратегические задачи. Матование одинокого короля, теория — 7 часов, практика 24 часа.

Теория: линейный мат, мат ферзем, ладьей, двумя слонами.

Практика: игра с записью, разбор.

  1. Понятие середины игры. Стратегические задачи, теория — 9 часов, практика 26 часов.

Теория: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, главные задачи каждой стадии с примерами.

Практика: игра с записью, разбор.

  1. Решение творческих заданий теория — 9 часов, практика 26 часов.

Теория: решение задач на мат в 1 ход (120 заданий)

Практика: игра с записью, разбор.

  1. Правила игры в соревнованиях теория — теория — 3 часа, практика 12 часов.

Теория: системы проведения шахматных соревнований: нокаут, круговая, швейцарская. Особенности различных шахматных соревнований. Правила игры в соревнованиях.

Практика: игра с записью, разбор.

  1. Чемпионы мира по шахматам теория — теория — 3 часа.

Теория: «Некоронованные чемпионы» — П.Морфи, А.Андерсен. Чемпионы мира В.Стейниц, Э.Ласкер, Х.Р.Капабланка, А.Алехин, М.Ботвинник, В.Смыслов, М.Таль, Т.Петросян, Б.Спасский, Р.Фишер, А.Карпов, Г.Каспаров, В.Крамник. Чемпионы мира по нокаут-системе. Практика: игра с записью, разбор.

  1. Открытые дебюты теория — теория — 5 часов, практика 22 часа.

Теория: Королевский гамбит, Итальянская партия, Шотландская партия. Игра с записью, разбор.

  1. Простейшие окончания теория — теория — 5 часов, практика 22 часа.

Теория: король с пешкой против короля. Пешка против пешки.

Практика: игра с записью, разбор.

  1. Пешечные структуры (слабые и сильные) Хорошие и плохие поля для расположения фигур теория — 10 часов, практика 32 часа.

Теория: правила расположения фигур и пешек на доске. Понятие плана игры.

Практика: игра с записью, разбор.

  1. Тактические приемы (нападение, защита, двойной удар, связка, уничтожение защиты, отвлечение) теория — 10 часов, практика 32 часа.

Теория: элементарные тактические приемы, понятие комбинации. Решение двухходовых комбинаций.

Практика: игра с записью, разбор

  1. Участие в официальных соревнованиях согласно календарному плану

– 8 часов.

  1. Контрольные испытания – 4 часа.

 

Учебно-тематический план группы спортивно-оздоровительного этапа

2 года обучения и последующие

 

№ раздела и темы Название разделов и тем                  Кол-во часов
Теория Практика Всего
1 Техника безопасности. Профилактика травматизма 2 2
2 Вводное занятие. Основы судейства и классификации, спортивные звания в шахматах, рейтинги и разряды. 8 16 24
3 Классические партии 8 24 32
4 Полуоткрытые и закрытые дебюты 10 28 38
5 Теоретические окончания пешка против фигуры, фигура против фигуры и пешки 13 26 39
6 Сильные и слабые поля,

построение простых планов игры

15 32 47
7 Тактические приемы (завлечение, перекрытие, блокировка, освобождение пространства, рентген, сочетание приемов) Итоговое занятие. 18 34 52
8 Игровая и соревновательная подготовка 60 60
9 Участие в официальных соревнованиях согласно календарному плану 14
10 Контрольные испытания 4
  Итого: 74 220 312

 

Содержание занятий

  1. Техника безопасности. Профилактика травматизма, теория – 2 часа

Техника безопасности при занятиях шахматами. Гигиена, закаливание, режим тренировочных занятий и отдыха. Питание, самоконтроль. Оказание первой помощи при травмах.

Поведение на улице во время движения к месту занятия. Безопасный маршрут.

  1. Основы судейства и классификации, спортивные звания в шахматах, рейтинги и разряды: теория — 8 часов, практика 16 часов.

Теория: система современных спортивных разрядов и званий. Международный рейтинг шахматистов. Выдающиеся исторические личности, игравшие в шахматы, выдающиеся шахматисты.

Практика: игра с записью, разбор.

  1. Классические партии теория: – 8 часов, практика 24 часа.

Теория: самые известные партии в истории: Морфи – Консультанты, Андерсен – Кизирицкий и др.

Практика: игра с записью, разбор.

  1. Полуоткрытые и закрытые дебюты теория — 10 часов, практика 28 часов.

Теория: Скандинавская защита, французская защита, сицилианская защита, ферзевый гамбит, староиндийская защита.

Практика: Игра с записью, разбор.

  1. Теоретические окончания пешка против фигуры, фигура против фигуры и пешки теория — 13 часов, практика 26 часов.

Теория: конь, слон, ладья, ферзь против пешки.

Практика: игра с записью, разбор.

  1. Сильные и слабые поля, построение простых планов игры теория — 15 часов, практика 32 часа.

Теория: выбор плана игры и его реализация. Использование сильных и слабых полей.

Практика: игра с записью, разбор.

  1. Тактические приемы (завлечение, перекрытие, блокировка, освобождение пространства, рентген, сочетание приемов) теория — 18 часов, практика 34 часа.

Теория: сложные тактические приемы. Сочетания тактических приемов. Решение трехходовых комбинаций. Практика: игра с записью, разбор.

  1. Игровая и соревновательная практика – 60 часов.

9.Участие в официальных соревнованиях согласно календарному плану 14 часов

  1. Контрольные испытания (тестирование) 4 часа

Формой промежуточной (итоговой) аттестации является  тестирование обучающихся по теоретической и практической подготовке. Тестирование по теоретической подготовке не является обязательным и проводится при необходимости, определяемой непосредственно тренером-преподавателем, исходя из оценки текущего контроля за успеваемостью обучающихся. Кроме того, в конце учебного года, согласно графику проведения промежуточной аттестации, в программу промежуточной аттестации могут включаться  контрольно-переводные нормативы для спортивно-оздоровительного этапа.

 

3. Организационно-педагогические условия реализации

образовательной программы

Организационно – педагогические условия реализации образовательной программы обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Форма обучения в МАОУДОД «ДЮСШ»  – очная.

Формами организации тренировочного процесса в спортивной школе являются: тренировочные занятия с группой, сформированной с учетом возрастных  особенностей, тренировочные сборы, участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.

Наполняемость группы: от 12 до 15 человек.

Продолжительность одного тренировочного занятия при реализации настоящей программы на спортивно-оздоровительном этапе не может превышать 2 часов.

Объем тренировочной нагрузки в неделю составляет до 6  часов.

 

4. Нормативная часть программы

Программа разработана для обучающихся  на спортивно-оздоровительном этапе спортивной подготовки.

Комплектование групп спортивной подготовки, организация тренировочных занятий, проведение воспитательной работы со спортсменами осуществляется администрацией, тренерским советом и тренерами отделения шахмат в соответствии с Уставом и требованиями данной Программы.

С учетом специфики вида спорта шахматы определяются следующие особенности спортивной подготовки:

— комплектование групп спортивной подготовки, а также планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) осуществляются в соответствии  возрастными особенностями развития;

— в зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения спортивных соревнований, подготовка по виду спорта шахматы осуществляется на основе обязательного соблюдения необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.

Состав групп формируется из лиц проходящих спортивную подготовку примерно одного уровня спортивной подготовленности с разницей по возрасту не более 5 лет. Возраст спортсменов на  момент зачисления должен быть  не менее 7 лет. Тренировочный процесс, осуществляющий спортивную подготовку, ведется в соответствии с годовым тренировочным планом.

Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:

— групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические

занятия;

— работа по индивидуальным планам;

— тренировочные сборы;

— участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;

— инструкторская и судейская практика;

— медико-восстановительные мероприятия;

— тестирование и контроль.

В процессе теоретических и практических занятий спортсмены должны получить знания и навыки тренера-общественника и спортивного судьи. Продолжительность одного тренировочного занятия рассчитывается в  академических часах (45 минут) с учетом возрастных особенностей занимающихся.

На спортивно-оздоровительном этапе подготовки необходимо наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к занятиям по шахматам и к участию в спортивных соревнованиях. Для этого два раза в год проводиться углубленное медицинское обследование лиц, проходящих спортивную подготовку.

При подготовке спортсменов важным аспектом является психофизическая подготовка. Программой устанавливается комплекс действий и приемов, осуществляемых в условиях тренировок и соревнований, которые связаны со значительными психическими и физическими напряжениями, формирующие основные психологические качества спортсмена:

— уверенность в своих действиях, четкое представление о своих возможностях и способность предельно мобилизовать их в условиях соревновательной борьбы;

— развитая способность к проявлению волевых качеств;

— устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;

— степень совершенства кинестетических, визуальных и других сенсорных восприятий различных параметров двигательных действий и окружающей среды;

— способность к психической регуляции движений, обеспечению эффективной мышечной координации;

— развитие наглядно-образной памяти, наглядно-образного мышления, распределения внимания;

— способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени.

 

  1. Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на спортивно-оздоровительном этапе
Виды спортивной подготовки Спортивно-оздоровительный этап
Общая физическая подготовка (%) 15
Психологическая подготовка (%) 10
Техническая подготовка (%) 25
Тактическая, подготовка (%) 30
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) 20

 

  1. Методическая часть

Методическая часть программы включает методические рекомендации по основным видам спортивной подготовки шахматистов, рекомендации по проведению тренировочных занятий и соревнований, по технике безопасности.

Большое значение для реализации целей спортивной подготовки шахматистов имеет использование в тренировочном процессе передовых методов тренировки и организации тренировочного процесса с помощью единой методической системы, доведенной до уровня поурочных программ.

В зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения спортивных соревнований, подготовка по виду спорта шахматы осуществляется на основе обязательного соблюдения необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.

  1. Тренировочный процесс планируется на основе материалов, изложенных в данной программе.
  2. Планирование тренировочных занятий и распределение программного материала в группах проводится на основании плана тренировок и годового графика распределения тренировочных часов, которые предусматривают организацию тренировочных занятий.
  3. Тренировочным планом предусматриваются теоретические и практические занятия, сдача контрольных нормативов, прохождение тренерской и судейской практики, восстановительные мероприятия и участие в соревнованиях.
  4. На теоретических занятиях спортсмены знакомятся с развитием шахматного движения, историей шахмат, методикой подготовки и тренировки, правилами по судейству соревнований.
  5. На практических занятиях спортсмены применяют полученные знания, развивают волевые качества, трудолюбие, целеустремленность и настойчивость в устранении недостатков. Участие в соревнованиях организуется в соответствии с годовым календарным планом.

Тренер, реализующий данную программу обязан:

— комплектовать состав групп и принимать меры по сохранению его контингента;

— составлять план-конспект тренировок и обеспечивать его выполнение;

— проводить тренировочные занятия в соответствии с расписанием;

— осуществлять всестороннюю физкультурную подготовку спортсменов, выявлять и развивать их творческие способности;

— два раза в год проводить общий инструктаж по технике безопасности и правилам поведения спортсменов на тренировочных занятиях;

— на тренировках соблюдать принцип доступности и последовательности;

— следить за своевременным прохождением медицинского обследования и предоставлением медицинских справок;

— по данным медицинского осмотра знать уровень психофизических возможностей спортсменов и следить за их состоянием во время проведения тренировок;

— обеспечить подготовку мест проведения тренировочных занятий.

Спортсмены обязаны:

— приходить на тренировки в дни и часы согласно расписанию;

— выполнять тренировочную программу;

— своевременно проходить медицинский контроль и иметь справку о прохождении медосмотра.

Правила техники безопасности при проведении занятий и соревнований:

  1. Тренеры обязаны прибыть на занятия за 10 минут до начала, лично проверить место проведения занятий и инвентарь.
  2. Занятия должны проходить в чистом помещении, при нормальном освещении спортивных сооружений.
  3. Температура в помещении во время занятий должна соответствовать установленным нормам.
  4. Тренеры должны строго соблюдать нормы единовременной пропускной способности спортивных сооружений при проведении тренировочных занятий.
  5. Нахождение родителей в помещениях для занятий строго запрещено.
  6. Тренеру запрещается выходить из зала во время проведения занятий, а также отпускать спортсменов до окончания занятий.
  7. Тренеры, занимающиеся с спортсменами младшего возраста по окончании занятий должны передать их родителям и уходить с занятий последними.
  8. Спортсмены обязаны быть в опрятной одежде, приступать к занятиям и заканчивать только по разрешению тренера.
  9. Запрещается приходить на занятия с посторонними предметами, стеклянными бутылками для питья, с острыми, режущими и воспламеняющимися предметами и жевательными резинками.
  10. Спортсмены должны строго соблюдать правила поведения в помещениях шахматного клуба (нельзя бегать, кричать, спешить и толкаться в коридорах и залах).
  11. Спортсмены должны соблюдать дисциплину на занятиях, выполнять требования и указания тренера (по окончании партии расставлять за собой фигуры, соблюдать чистоту в турнирном зале).
  12. Спортсмены и тренеры обязаны строго соблюдать нормы поведения в спортивных сооружениях, бережно относиться к ним, соблюдать организованность, беспрекословно подчиняться требованиям администрации по выполнению правил поведения, пожарной безопасности и установленного входа и выхода.
  13. Администрация и тренерский коллектив не несет ответственности за утерю личных вещей спортсменов.
  14. Ответственность за соблюдение безопасности при проведении тренировочных занятий несут тренеры, проводящие занятия.
  15. Во время занятий спортсменам запрещается пользоваться сотовыми телефонами.
  16. При командировании на соревнования тренер несет полную ответственность за безопасность спортсменов.
  17. К спортивным соревнованиям допускаются спортсмены прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
  18. Участники спортивных соревнований обязаны соблюдать правила их проведения.
  19. При проведении соревнований должна быть медаптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой медицинской помощи.

20. При плохом самочувствии спортсмен может прекратить участие в соревновании и сообщить об этом судье.

 

горизонтали, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение поля и линии, перекрытия, блокировки, превращение пешки, уничтожение защиты.

Комбинация как совокупность элементарных тактических идей. Сложные комбинации на сочетание идей.

Атака в шахматной партии. Инициатива и темп в атаке. Атака пешками. Атака фигурами. Пешечно-фигурная атака. Атака в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. Атака на короля. Атака на нерокировавшегося короля. Атака короля при односторонних и разносторонних рокировках. Контрудар в центре в ответ на фланговую атаку.

Защита в шахматной партии. О роли защиты в шахматной партии. Пассивная и активная защиты. Требования к защите: определение момента, с которого необходимо переходить к защите, составление плана защиты, перегруппировка сил, экономизм в защитительных мероприятиях. Тенденция перехода в контратаку.

Стратегическая и тактическая защита. Приемы тактической защиты: отражение непосредственных угроз, неожиданные тактические удары, ловушки.

Типичные комбинации в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле.

Определение стратегии. Элементы стратегии, оценки позиции, выбора плана. Принцип реализации материального преимущества. Простейшие принципы разыгрывания середины игры: целесообразность в развитии фигур, мобилизация сил, определение ближайших и последующих задач. План игры. Оценка позиции.

Центр. Централизация. Открытые и полуоткрытые линии. Тяжелые фигуры на открытых и полуоткрытых линиях. Форпост. Вторжение в седьмую горизонталь. Проблема центра. Закрытый пешечный центр. Пешечный клин. Подвижный пешечный центр. Пешечный прорыв в центре и образование проходной пешки. Пешечно-фигурный центр, открытый центр. Центр и фланги. Осада центров с флангов в миттельшпиле. Роль центра при фланговых операциях. Борьба с образованием у противника пешечного центра.

Ограничение подвижности фигур: ограничение «жизненного» пространства противника, выключение фигур из игры, связка, блокада, торможение освобождающихся ходов.

Подвижность слона и коня в миттельшпиле. Слабые и сильные поля. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Теория «островков». Создание слабости в лагере противника.

Пешечный перевес: в центре, на ферзевом фланге, на королевском фланге. Пешечные цепи. Блокада пешки и пешечной цепи. Пешечный прорыв. Размен как средство получения перевеса. Преимущество двух слонов.

Стратегическая атака при разноцветных слонах, по большой диагонали, пешечного меньшинства. Приемы стратегической защиты: размен атакующих фигур противника, упрощения, создание максимальных трудностей противнику, ослабление позиции противника, жертва материала ради перехода в эндшпиль, в котором реализация перевеса вызывает большие трудности.

Компенсация за ферзя. Ладью, легкую фигуру.

Стратегическая инициатива. Изолированные и висячие пешки.

Позиционная жертва: пешки, качества. Игра на двух флангах. Маневренная борьба в закрытых позициях. Типовые позиции.

Понятие схемы как плана сторон в типовых позициях, получающихся из определенных дебютных систем.

Эндшпиль.

Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Активность фигур в эндшпиле. Матование одного короля.

Пешечные окончания. Систематизация пешечных окончаний по тематическому содержанию. Основные идеи и технические приемы в пешечных окончаниях: правило квадрата, оппозиция, виды оппозиции, король и пешка против короля, защищенная и отдаленная проходные пешки, игра королей с двойной целью, «треугольник», прорыв, сочетание угроз, поля соответствия.

Многопешечные окончания. Реализация лишней пешки в многопешечных окончаниях.

Сложные пешечные окончания. Ферзь против пешки. Слон против пешки. Конь против пешки.

Коневые окончания. Слоновые окончания. Одноцветные и разноцветные слоны. Сравнительная сила слона и коня в эндшпиле.

Ладейные окончания. Ладья против пешек. Ладья с пешкой против ладьи. Ладья и крайняя пешка против ладьи. Активность короля и ладьи в ладейных окончаниях. Сложные ладейные окончания.

Ферзевые окончания. Компенсация за ферзя, ладью и легкую фигуру.

Ладья против легких фигур. Ладья и слон против ладьи.

Проблема перехода из миттельшпиля в эндшпиль. Переход из дебюта в эндшпиль. Сложные окончания.

 

6.2.Основы методики тренировки шахматиста.

Понятие о тренировке. Формы и методы тренировки шахматиста. Тренировка как процесс всесторонней подготовки шахматиста и приобретение им специальных знаний, навыков и качеств. Тренировочная нагрузка и работоспособность. Система восстановительных мероприятий.

Основные требования, предъявляемые к организации тренировочного процесса.

Соревнования и их значение в повышении спортивного мастерства. Методы сохранения спортивной формы в период между соревнованиями. Особенности построения тренировочных занятий перед соревнованиями. Индивидуальный план и график тренировочных занятий шахматиста.

Закономерности тренировки шахматиста: совершенствование, как многолетний тренировочный процесс, перспективное и годовое планирование, периодизация спортивной тренировки, общая подготовка (физическая, морально-волевая и психологическая, специальная выносливость), специальная подготовка (отработанный дебютный репертуар, наличие наигранных схем, знание основных эндшпильных позиций, быстрый и безошибочный расчет вариантов).

Методы совершенствования подготовки шахматистов: усвоение шахматной культуры (наследие прошлого и современные достижения), развитие комбинационного зрения и позитивного чутья, совершенствование счетных и оценочных способностей, изучение принципов экономического расчета вариантов, анализ собственного творчества, постоянная аналитическая работа, создание продуманной системы подготовки к соревнованиям, участие в соревнованиях.

 

6.3.Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста.

Краткие сведения о строении организма человека. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности всего организма. Влияние занятий физическими упражнениями на центральную нервную систему.

Понятие о гигиене. Краткая характеристика гигиены физических упражнений и спорта. Личная гигиена шахматиста.

Закаливание. Роль закаливания в деле предупреждения инфекционных и простудных заболеваний. Средства закаливания и методика их применения. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма.

Значение питания как фактора обеспечения и укрепления здоровья. Понятие об основном обмене, об энергетических тратах при различных физических и умственных нагрузках и восстановлении. Понятие о калорийности. Вредное воздействие курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность шахматиста.

Гигиенические основы режима труда, отдыха, занятий спортом. Значение правильного режима для юного спортсмена. Место ежедневной утренней гимнастики и водных процедур в режиме дня шахматиста. Режим сна и питания шахматиста. Двигательная активность шахматиста. Требования к режиму шахматиста. Режим шахматиста во время соревнований. Врачебный контроль за физической подготовкой шахматиста. Содержание врачебного контроля и самоконтроля. Порядок осуществления врачебного контроля в спортивной школе.

Российская и зарубежная шахматная литература.

Значение шахматной литературы для совершенствования шахматиста. Обзор мировой шахматной литературы: первые рукописи, средневековые трактаты, первые книги и журналы, литература XIX-XX веков, современная литература.

Шахматные журналы и турнирные сборники партий крупнейших соревнований. Обзор крупнейших соревнований. Обзор современной литературы (периодика, специальные издания, тематические серии). Методика работы с шахматной литературой. Принцип составления дебютной картотеки.

 

6.4. Практические занятия

На практических занятиях спортсмены применяют полученные знания, развивают волевые качества, трудолюбие, целеустремленность и настойчивость в устранении недостатков. Участие в соревнованиях организуется в соответствии с годовым календарным планом.

Виды и формы практических занятий.

Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Индивидуальные занятия.

Участие шахматистов в квалификационных и тематических турнирах.

Разбор с тренером сыгранных партий, анализ типовых положений, выполнение упражнений для улучшения техники расчета вариантов, тренировка со спарринг — партнером.

Индивидуальные занятия тренера со спортсменами спортивной школы в соответствии с перспективными планами индивидуальной подготовки.

Выполнение контрольно-переводных и нормативных требований.

Теоретические семинары, контрольные работы, доклады и рефераты учащихся.

Проведение тренером семинаров по актуальным разделам теории шахмат, групповое обсуждение докладов, прием зачетов по организации и судейству соревнований, выполнение спортсменами контрольных работ по пройденным темам, заслушивание аналитических докладов спортсменов.

Консультационные партии, конкурсы решения задач и этюдов, сеансы одновременной игры, упражнения на расчет вариантов.

Тематические партии по консультации и сеансы одновременной игры. Понятие о шахматной композиции. История и основные направления шахматной композиции. Правила проведения конкурсов. Упражнения для развития счетных способностей.

 

6.5. Общефизическая подготовка

  1. Общеразвивающие упражнения без предметов.

Для мышц рук и плечевого пояса: одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение, приведение, повороты, маховые и круговые движения, взмахи и рывковые движения в различных исходных упражнениях, на месте и в движении, сгибание — разгибание рук в упоре лежа.

Для мышц шеи и туловища: наклоны (вперед, в сторону, назад), повороты (направо, налево), наклоны с поворотами, вращения.

Для мышц ног: поднимание и опускание ноги (прямой и согнутой, вперед, в сторону и назад), сгибание и разгибание ног стоя (полуприсед, присед, выпад), сидя, лежа, круговые движения (стоя, сидя, лежа), взмахи ногой (вперед, в сторону, назад), подскоки (ноги вместе, врозь, скрестно, на одной ноге), передвижение прыжками на одной и двух ногах.

Для мышц всего тела: сочетание движений различными частями тела (приседания с наклоном вперед и движениями руками, выпады с наклоном туловища, вращение туловища с круговыми движениями руками, посредством сгибания и разгибания ног и др.), упражнения на формирование правильной осанки.

Легкоатлетические упражнения: ходьба на носках, на пятках, на внутренней, наружной стороне стопы, в полуприседе и приседе, выпадами, с высоким подниманием бедра, приставными и скрестными шагами, сочетание ходьбы с прыжками. Бег обычный, с высоким подниманием бедра, с подгибанием ноги назад, скрестным шагом вперед и в сторону. Бег на короткие дистанции 30, 60, 100 метров с низкого и высокого старта, бег по пересеченной местности (кросс), с преодолением различных естественных и искусственных препятствий. Бег с переменной скоростью на различные дистанции. Прыжки в высоту и длину с разбега и с места. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. Спортивные и подвижные игры.

Туризм: походы, в том числе многодневные. Экскурсии и прогулки в лесу.

Плавание: обучение плаванию различными стилями, приемы спасения утопающих.

  1. Общеразвивающие упражнения с предметами.

Со скакалкой: с короткой – подскоки на одной и двух ногах ног, с ноги на ногу, бег со скакалкой, с длинной – пробегание под вращающейся скакалкой, подскоки на одной и двух ногах.

С гимнастической палкой: наклоны и повороты туловища (стоя, сидя, на коленях, лежа), с различными положениями палки (вверх, вперед, вниз, за голову, за спину), перешагивание и перепрыгивание через палку, круты, упражнения с сопротивлением партнера.

С баскетбольными мячами: броски из различных положений: сидя, стоя, лежа, броски одной и двумя руками, броски из-за головы, сбоку, снизу, ведение мяча с постепенным ускорением движения, броски в корзину одной, двумя руками, с места ив движении, игровые упражнения, эстафеты с мячами.

С набивными мячами (вес от 1 до 2 кг): сгибание и разгибание рук, круговые движения руками, сочетание движений руками с движением туловища, броски вверх и ловля с поворотом и приседанием, перебрасывание мяча по кругу и вдвоем из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа), переноска мяча, броски ногами, эстафеты и игры с мячом.

  1. Дыхательная гимнастика.

1-ое упражнение. В движении шагом выполняется полный, глубокий вдох на протяжении 4-х шагов, руки свободно опущены вниз. После произвольного полного вдоха и короткого отдыха (3-5 шагов) упражнение повторяется. В том же порядке вдох выполняется дважды на 6, 8, 10 и 12 шагов. Постепенно от занятия к занятию продолжительность вдоха увеличивается. Через некоторое время спортсмен довольно легко выполняет серии вдохов на 8,12, 16, 20 и более шагов.

2-ое упражнение. В движении шагом выполняется полный глубокий вдох на протяжении 4 шагов. Последующий полный выдох выполняется дважды на 6, 8, 10 и 12 шагов. Через несколько занятий продолжительность выдоха доводиться до 16 шагов. Выдох должен быть непрерывным и максимально полным. В конце выдоха плечи опущены, голова наклонена вперед.

3-е упражнение. Стоя, вытянув руки вверх, прогнуться, сделать полный глубокий вдох. Руки опустить резко вниз, сделать дополнительный короткий вдох. В этом упражнении спортсмен должен почувствовать, что при опускании рук создались дополнительные условия для вдоха и это позволило вдохнуть дополнительную порцию воздуха. Упражнение выполняется 6-8 раз.

4-е упражнение. Выполняется в движении или на стоя на месте. Исходное положение: руки опущены вдоль туловища, мышцы плечевого пояса расслаблены, голова слегка наклонена вперед. Спортсмен делает максимально глубокий вдох, затем поднимаясь на носки, поднимая руки через стороны вверх и слегка прогибаясь, продолжает вдох. Спокойно выдыхает. Упражнение повторяется 6-8 раз.

Эффективность дыхательных упражнений очень велика, даже если им уделять в день по 5-6 минут. Улучшение в системе дыхания наступает уже через несколько занятий. Дыхание становится более глубоким и более редким. Жизненная емкость легких часто уже за 2-3 месяца систематических занятий увеличивается на 400-600 куб.см. Упражнения рекомендуется выполнять на свежем воздухе. Дыхательную гимнастику рекомендуется сочетать с гигиеническими процедурами и закаливанием.

 

  1. Воспитательная работа

Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких морально-волевых качеств, преданности Родине, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая предоставляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.

Центральной фигурой во всей воспитательной работе является тренер, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведения спортсмена во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и нравственного воспитания.

Дисциплинированность следует воспитывать с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний тренера, правильное поведение на тренировочных занятиях, в школе и дома – на все это должен постоянно обращать внимание тренер. Важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие – способность преодолевать специфические трудности, что достигается прежде всего систематическим выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающей нагрузкой. На конкретных примерах нужно убеждать юного спортсмена, что успех в современном спорте зависит прежде всего от трудолюбия. Тем не менее в работе с детьми необходимо придерживаться строгой последовательности в увеличении нагрузок. При занятиях с юными спортсменами все более важное значение приобретает интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются: овладение специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.

В целях эффективности воспитания тренеру необходимо так организовать тренировочных процесс, чтобы постоянно ставить перед юными спортсменами задачи ощутимого интеллектуального совершенствования.

Отрицательно сказывается на эффективности воспитательной работы недостаточная вариативность средств и методов обучения.

Ведущее место в формировании нравственного сознания юных спортсменов принадлежит методам тренировки. Убеждение во всех случаях должно быть доказательным, для чего необходимы тщательно подобранные аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов поведения нужно подкреплять ссылками на конкретные данные, опыт самих спортсменов.

Важным методом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена – выражение положительной оценки его действий и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности тренера и коллектива. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых требований и соответствовать действительным заслугам спортсмена.

Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в осуждении, отрицательной оценке поступков и действий юного спортсмена. Виды наказания разнообразны: замечание, устный выговор, разборка поступка в спортивном коллективе, отстранение от занятий, соревнований. Проявление слабоволия, снижение активности вполне естественны у спортсменов, как естественны и колебания их работоспособности. В этих случаях большое мобилизационное значение имеют дружеское участие и одобрение, чем наказание. К последнему надо прибегать лишь иногда, когда слабоволие проявляется спортсменом систематически. Лучшим средством преодоления отдельных моментов слабоволия является привлечение юного спортсмена к выполнению заданий, требующих преодоления посильных для его состояния трудностей.

Спортивный коллектив является важным фактором нравственного формирования личности юного спортсмена. В коллективе спортсмен развивается всесторонне-нравственно, умственно и физически, здесь возникают и проявляются разнообразные отношения: спортсмена к своему коллективу, между членами коллектива, между спортивными коллективами. При решении задач сплочения спортивного коллектива и воспитания чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенгазет и спортивных листков, проведение туристических походов, экскурсий, тематических вечеров, вечеров отдыха и художественной самодеятельности, создавать хорошие условия для общественно полезной деятельности.

Воспитание волевых качеств – одна из важнейших задач в деятельности тренера. Волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для спортсмена волевые напряжения. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемый в процессе тренировочных занятий и соревнований.

Систематические занятия и выступления в соревнованиях являются эффективными средствами воспитания волевых качеств у юного спортсмена.

При подготовке шахматиста следует знать, что воспитательная работа – это сложный и многогранный процесс, включающий различные виды воспитания.

Виды воспитания:

  1. Патриотическое: воспитание патриотизма, любви к Родине и верности Отечеству.
  2. Профессионально-спортивное: развитие морально-волевых качеств; воспитание эмоционально-волевой устойчивости к неблагоприятным факторам, способности переносить большие психические нагрузки.
  3. Нравственное: воспитание преданности и любви к Отечеству; развитие чувства долга, чести, воспитание интернационализма, дружбы к товарищам по команде; уважения к тренеру; приобщение к истории, традициям шахматного спорта.
  4. Правовое: воспитание законопослушности; формирование неприятия нарушений спортивной дисциплины; развитие потребностей в здоровом образе жизни.

Воспитание спортивного коллектива:

— варианты взаимодействия коллектива и личности спортсмена;

— повышение знаний тренера о коллективе;

— формирование личности спортсмена;

— изучение спортсмена как члена коллектива;

— изучение тренировочной группы как коллектива;

— изучение среды коллектива (семья, школа, внешкольное учреждение) – межличностные отношения в коллективе, деловое взаимодействие, гражданское взаимодействие;

— управление коллективом – изучение тренером личностных свойств спортсменов, изучение состояний коллектива, регулирование отношений в коллективе, изучение общения спортсменов.

Средства, методы и формы воспитательной работы используемые в тренировочном процессе.

Во время активного отдыха:

Средства: устная и наглядная информация, печать, радио, телевидение, кино, литература, театр, музей.

Методы: убеждение, пример, поощрение, требование, принуждение.

Форма организации: совет команды, фото- и стенгазеты, радиопередачи, совет ветеранов спорта.

В процессе тренировочных занятий:

Средства: устная и наглядная информация, печать, радио, телевидение, митинг.

Методы организации: совет команды, совет тренеров, совет ветеранов спорта, шефы.

В соревновательной обстановке:

Средства: устная и наглядная информация, печать, радио, телевидение, митинг.

Методы: убеждение, пример, поощрение, требование, принуждение.

Формы организации: совет команды, совет ветеранов спорта, шефы.

Содержание воспитательной работы.

  1. Возрождение духовной нравственности граждан России и преданности Родине.
  2. Воспитание добросовестного отношения к труду и трудолюбия.
  3. Стремление к постоянному спортивному совершенствованию.
  4. Стремление тренера быть примером для воспитанников.
  5. Формирование высоких нравственных принципов и морально-волевых качеств.
  6. Воспитание на примерах спортсменов старшего поколения мужества и моральной чистоты.
  7. Развитие и поддержание традиций приема в коллектив новичков и проводов ветеранов спорта.
  8. Создание истории коллектива.
  9. Повышение роли капитанов команд, советов ветеранов.

 

  1. Психологическая подготовка

Основное содержание психологической подготовки шахматистов состоит в следующем:

— формирование мотивации к занятиям шахматами;

— развитие личностных качеств;

— совершенствование внимания (интенсивности, устойчивости, переключения), воображения, памяти, что способствует быстрому восприятию информации и принятию решений;

— развитие специфических качеств – развитие комбинационного зрения и позиционного чутья, совершенствование счетных и оценочных способностей, постоянный аналитический анализ;

— формирование межличностных отношений в спортивном коллективе.

Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Тренеру следует использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на шахматистов, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной, всесторонне развитой личности.

В работе со спортсменами устанавливается определенная тенденция в преимуществе тех или иных средств и методов психологического воздействия: разъяснение, критика, одобрение, осуждение, внушение. Так, в водной части тренировочного занятия используются методы словесного и смешанного воздействия, направленные на развитие различных свойств личности, сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и психических функций. В подготовительной части – методы развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств, в основной части совершенствуются специализированные психические функции и психомоторные качества, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю, в заключительной части совершенствуется способность к саморегуляции и нервно-психическому восстановлению. Акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей шахматистов, задач и направленности тренировочного занятия.

Оценка эффективности воспитательной работы и психологического воздействия в тренировочном процессе осуществляется путем наблюдений, измерений, анализ различных материалов, характеризующих личность шахматиста. Полученные данные сравниваются с исходными показателями и используются для внесения коррективов в тренировочный процесс и планирования психологической подготовки шахматистов.

 

  1. Восстановительные средства и мероприятия

Для восстановления работоспособности спортсменов спортивных школ необходимо использовать широкий круг средств и мероприятий (педагогических, гигиенических, психологических и медико-биологических) с учетом возраста, спортивного стажа, квалификации и индивидуальных особенностей спортсменов.

Возросший объем и интенсивность тренировочного процесса в современных условиях вызывают необходимость в планировании и проведении эффективных мероприятий по обеспечению ускорения восстановительных процессов в организме спортсмена с целью повышения его работоспособности, предупреждения перенапряжений и других нарушений в состоянии здоровья. Восстановительные мероприятия должны рассматриваться как неотъемлемая часть тренировочного процесса.

Средства и методы восстановления подразделяются на следующие группы:

1) естественные и гигиенические;

2) педагогические;

3) медико-биологические;

4) психологические.

Каждое средство восстановления является многофункциональным. Совокупное их использование должно составлять единую систему методов восстановления. Причем если на уровне высшего спортивного мастерства необходим как можно более полный комплекс этих средств, более полное представительство из разных групп с увеличением доли медико-биологических средств, то для начинающих спортсменов требуется минимальное количество медико-биологических средств с относительным увеличением доли естественных, гигиенических и педагогических факторов.

Основным критерием выбора конкретных восстановительных средств является индивидуальная реакция спортсменов на процедуры.

Восстановительные процедуры осуществляются преимущественно после тренировок и в дни отдыха.

При организации восстановительных мероприятий следует учитывать субъективные и объективные признаки утомления, недовосстановления.

Субъективно шахматист не желает выполнять задания, проявляются вялость, апатия, иногда раздражительность, возможны плохой аппетит и сон, нарушение психической деятельности.

Объективные симптомы – снижение работоспособности, изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечного аппарата, биохимических показателей биологических жидкостей (кровь, моча, слюна). В таком состоянии тренировки с повышенными нагрузками должны быть прекращены и должен быть проведен комплекс мероприятий по восстановлению организма спортсмена.

Естественные и гигиенические средства восстановления.

К данным средствам восстановления относятся:

1) рациональный режим дня;

2) правильное, т.е. рациональное калорийное и сбалансированное питание;

3) естественные факторы природы.

Режим дня следует составлять с учетом правильной смены различных видов деятельности, дифференцированного подхода к разным группам занимающихся (в зависимости от возраста, закономерностей восстановления организма) и имеющихся условий. При этом должна быть соблюдена рациональная организация тренировочных занятий, активного и пассивного отдыха, питания, специальных профилактически- восстановительных мероприятий, свободного времени.

Организация питания. Основными формами питания являются завтрак, обед и ужин, однако, с точки зрения восстановительных процессов, под средствами питания понимается не обычное питание, а его составление с учетом специфики и характера как вообще шахматного спорта, так и непосредственно характера тренировочных нагрузок.

Питание спортсмена должно быть подчинено определенному режиму. Пища должна быть не только калорийной, но и разнообразной, с включением растительных жиров.

В период интенсивных тренировочных нагрузок целесообразно многократное питание до 5-6 раз в сутки, включая и употребление специальных пищевых восстановительных средств (продукты и напитки повышенной биологической ценности).

Использование естественных факторов природы. Велико значение использования естественных и гигиенических факторов. Это солнечные и воздушные ванны, купание, закаливание, прогулки в лесу, в горах – факторы, встречающиеся на определенном пространстве и действующие на нервную систему как тонизирующие раздражители. В науке их называют хорологическими факторами.

Экскурсии, выезды на лоно природы должны рассматриваться как обязательная часть не только воспитательной работы, но и восстановительных мероприятий. Использование естественных средств восстановления также должно проводиться на основе четкого плана, увязанного с планом всей подготовки.

Методические средства восстановления.

Под методическими средствами восстановления подразумевается организация тренировочного процесса, включающая активный отдых, а именно:

а) рациональное планирование тренировки, т.е. соответствие нагрузок функциональных возможностям организма спортсмена, рациональное сочетание общих и специальных средств тренировки, оптимальное построение тренировочных микро- и макроциклов, волнообразность нагрузки и отдыха, их оптимальное сочетание, широкое использование различных форм активного отдыха, различных видов переключения от одного вида работы к другому, введение специальных восстановительных циклов;

б) правильное построение отдельного тренировочного занятия с использованием необходимых вспомогательных средств для снятия утомления в соответствии с суточным стереотипом: полноценная подготовительная и заключительная части занятия, правильный подбор мест занятий, введение специальных упражнений для активного отдыха и расслабления, создание положительного эмоционального фона.

Методические средства – основные, поскольку нерациональное планирование тренировочных нагрузок нивелирует воздействие любых естественных, медико-биологических и психологических средств. Методические средства должны обеспечивать эффективное восстановление за счет рациональной организации всего процесса подготовки.

Большое значение как средство активного отдыха и средство повышения функциональных возможностей организма шахматиста имеет общефизическая подготовка.

Общефизическая подготовка способствует ускорению восстановительных процессов в организме спортсмена, расширяет функциональные возможности организма и позволяет выдерживать более высокие умственные и психические нагрузки. Среди средств общефизической подготовки очень важны бег, ходьба на лыжах, бег на коньках, которые расширяют возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, прыжковые упражнения и силовые локальные упражнения для отдельных групп мышц.

Медико-биологические средства восстановления.

К данным средствам и методам восстановления относятся:

1) специальное питание и витаминизация;

2) фармакологические;

3) физиотерапевтические;

4) бальнеологические.

Среди медико-биологических средств, используемых в шахматах, большую значимость имеет специально подобранное питание, а также витамины.

Применение фармакологических средств, стимулирующих умственную деятельность, планирование их применения, следует осуществлять у спортсменов с уровнем квалификации не ниже мастера спорта и под руководством врача.

Практическое использование физиотерапевтических и бальнеологических средств, при всей их эффективности, не имеет должного распространения.

Психологические средства восстановления.

В данной группе выделяются собственно психологические, психолого-биологические и психотерапевтические средства, к которым относятся многообразные средства восстановления: от психорегулирующих, аутогенных тренировок, индивидуальной работы с психологом до простых отвлекающих приемов. С каждым годом психологические средства восстановления приобретают все большее значение в шахматах. С помощью этих средств снижается уровень нервно-психологического напряжения и уменьшается умственное утомление.

В целом особое внимание следует обращать на четкую организацию и планирование восстановительных мероприятий. Главное участие в этом, кроме тренера, должен принимать спортивный врач. Необходимо, чтобы и шахматисты представляли себе значение восстановительных факторов и умели использовать весь арсенал естественных и гигиенических средств в домашних условиях.

 

  1. Система контроля и зачетные требования

Результатом реализации Программы является:

— формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

— формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

— освоение основ техники по виду спорта шахматы;

— всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

— повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;

— приобретение опыта и стабильность выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта шахматы;

— формирование спортивной мотивации;

— укрепление здоровья спортсменов.

 

Ключевые компетенции для зачисления в группы на спортивно-оздоровительном этапе.

 

Развиваемое качество Контрольные упражнения (тесты)
Юноши Девушки
Ценностно-смысловые компетенции + +
Общекультурные компетенции + +
Учебно-познавательные компетенции + +
Информационные компетенции + +
Коммуникативные компетенции + +
Социально-трудовые компетенции + +
Компетенции личностного самосовершенствования + +
Знание основных стратегических идей игры в дебюте + +
Знания об особенностях игры в простейших окончаниях + +
Умение оценивать простейшие позиции и реализовывать

материальное преимущество

+ +
Способность реализовывать позиционное преимущество в

малофигурных окончаниях

+ +
Представление о последовательности приемов построения

матов легкими фигурами

+ +
Знание основных тактических ударов и приемов + +
Умение применять в игре простейшие тактические

приемы: двойной удар, связка, прорыв и др.

+ +
Умение вводить варианты определенных дебютов и схем в

компьютер

+ +
Навыки самостоятельной работы над шахматами + +
Первичные навыки по анализу собственных партий + +
Знание основных видов соревнований + +
Способность производить расчёт вариантов + +

 

Тестирование общей физической подготовленности, как правило, осуществляется два раза в год — в начале и в конце года.

Комплекс контрольных упражнений по тестированию уровня общей физической подготовленности:

— Прыжки в высоту — измерение высоты выпрыгивания с места толчком двумя ногами со взмахом руками и касанием вертикальной планки с разметкой. На пролет гимнастической стенки крепится бумажная лента с разметкой от основания (0 см) до верхней точки (250 см) с точностью до 1 см. Занимающийся становится боком к разметке в основной стойке и по сигналу учителя выполняет прыжок. Оценивается высота выпрыгивани.

— Прыжки в длину с места проводятся на нескользкой поверхности. Тестируемый встает у стартовой линии в и.п., ноги параллельно и толчком двумя ногами и взмахом рук совершает прыжок. Приземление происходит одновременно на обе ноги на покрытие, исключающее жесткое приземление. Измерение осуществляется по отметке, расположенной ближе к стартовой линии, записывается лучший результат из трех попыток в сантиметрах.

— Тройной прыжок — прыгун бежит по специальному сектору или дорожке до бруска для отталкивания. Этот брусок является началом прыжка при замере его длины от линии измерения отмеченной пластилиновым валиком для фиксации «заступов», и от этой метки начинается выполнение прыжка. Вначале выполняется первый элемент — скачок, при этом первое касание за бруском должно происходить той же ногой, с которой прыгун начинал прыгать. Затем следует второй элемент прыжка — шаг (касание земли должно происходить другой ногой). Заключительный элемент — это собственно прыжок, и прыгун приземляется в яму с песком как при прыжке в длину.

— Кистевая динамометрия — динамометр берут в руку циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторону на уровне плеча и максимально сжимают динамометр. Проводятся по два измерения на каждой руке, фиксируется лучший результат.

— Бег на 20м выполняется на дорожке стадиона или легкоатлетического манежа в спортивной обуви без шипов. В каждом забеге участвуют не менее двух человек, результаты регистрируются с точностью до десятой доли секунды. Разрешается только одна попытка, время фиксируется с точностью до 0.1 с.

— Челночный бег 4х15 м, 4х5 м, в течении одной минуты на отрезке 20 м — упражнение выполняется на ровной площадке с размеченными линиями старта и поворота. Ширина линии старта и поворота входит в отрезок 15/5/20 м. По команде «МАРШ» пробежать до отметки, коснуться земли за линией поворота любой частью тела, повернуться кругом, пробежать таким образом еще 4/максимум отрезков. Запрещается использовать в качестве опоры при повороте какие-либо естественные или искусственные предметы, неровности, выступающие над поверхностью дорожки.

 

  1. Информационное обеспечение Программы
  2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. – М., 1988.
  3. Блох М.В. Комбинационные мотивы. – М.: ДАЙВ, 2006.
  4. Гик Е.Я. Необычные шахматы. – М.: АСТРЕЛЬ: АСТ., 2002.
  5. Бологан В.А. О психологической подготовленности шахматиста // «64 Шахматное обозрение», №2, 1996. С.34-36.
  6. Ботвинник М.М. Методы подготовки к соревнованиям. – М.: Фонд «Михаил Ботвинник», 1996.
  7. Волчек А.С. Методы шахматной борьбы. — М.: ФиС, 1986.
  8. Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста. – М.: АОЗТ «Фердинанд», 1993.
  9. Журавлев Н.И. Шаг за шагом. – М.: Русский шахматный дом, 2012.
  10. Злотник Б.А. Комплекс диагностических методик по шахматам. – М., 1989.
  11. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ТЕРРА – СПОРТ, 2001.
  12. Карпов А.Е. Все о шахматах. – М.: ГРАНД ФАИР ПРЕСС, 2001.
  13. Котов А.А. Как стать гроссмейстером. – М.: ФиС, 1985.
  14. Крогиус Н.В. Психологическая подготовка шахматиста. — М.: ФиС, 1975.
  15. Ларсен Б. 50 избранных партий. – М.: ФиС, 1972.
  16. Липницкий И.О. Проблемы современной шахматной теории. – Киев: Госмедиздат УССР, 1956.
  17. Малкин В.Б. Мышление шахматиста. — М.: ГЦОЛИФК, 1983.
  18. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и сиcтемы подготовки спортсменов – Киев, Олимпийская литература, 1999.
  19. Нимцович А. Моя система. – М., 1974.
  20. Никитин А.С. С Каспаровым, ход за ходом, год за годом. – М.: из. 64, 1998.
  21. Петросян Т.В. Позиционная жертва качества // В кн.: Шахматы: наука, опыт, мастерство. – М: Высшая школа, 1990.
  22. Петросян Т. В. Стратегия надежности. – М.: ФиС, 1985.
  23. Смыслов В.В. В поисках гармонии. – М.: Физкультура и спорт, 1979.
  24. Суэтин А.С. Школа дебюта. — М.: Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2001.

 

Список программного обеспечения

  1. Программное обеспечение Chess Assistant 13
  2. Программное обеспечение CT-ART 3.0
  3. Программное обеспечение «Миттельшпиль»

 

Список интернет-ресурсов

  1. www.orenchess.ru Оренбургские шахматы
  2. www.samara-chess.ru Федерация шахмат г. Самары
  3. www.chess74.ru Челябинская городская шахматная федерация
  4. www.ruchess.ru Российская Шахматная Федерация
  5. www.chessplanet.ru Шахматная планета
  6. www.anapachess.ru Шахматная федерация г. Анапы
  7. www.ufachess.ru Федерация шахмат г. Уфы
Поддержка
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?