СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………………3
  2. Учебно-тематическое планирование ………………………………………………………..5
  3. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы…………..7
  4. Содержание программы …………………………………………………………..8

4.1 Теоретическая подготовка …………………………………………………….8

4.2 Физическая подготовка ………………………………………………………..9

4.3 Технико-тактическая подготовка …………………………………………….13

  1. Психологическая подготовка …………………………………………………….14
  2. Воспитательная работа ……………………………………………………………15
  3. Зачетные требования ……………………………………………………………..16
  4. Восстановительные средства и мероприятия …………………………………….
  5. Система контроля и зачетные требования ………………………………………..
  6. Информационное обеспечение Программы ……………………………………..

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая образовательная  программа  (далее Программа) по виду спорта  волейболу  разработана  в соответствии с основными положениями и требованиями нормативных актов и законодательств в сфере образования, физической культуры и спорта.

Программа составлена на основе:

— Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

— Приказа Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013г № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и  к срокам обучения по этим программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.12.2013г., № 30530);

— Приказа Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» от 27 декабря 2013 г. № 1125;

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 ноября 2013 г., № 30468);

— Типовой учебно-тренировочной программой спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

В данной Программе рассматривается тренировочный процесс по волейболу  в рамках системы многолетней спортивной подготовки.

Система многолетней спортивной подготовки представляет собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, которая основана на целенаправленной двигательной активности: оптимальное соотношение процессов тренировки, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности; рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется; строгое соблюдение постепенности в процессе наращивания нагрузок; одновременное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.

Волейбол – одна из интереснейших  спортивных игр. Впервые волейбол появился в Соединенных Штатах Америки в 1895г. Придумал эту игру преподаватель физической культуры Вильям Морган.

Интерес к волейболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У волейбола есть ещё одно ценное качество – он универсален. Так, систематические занятия волейболом оказывают на организм занимающихся всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. Игра в волейбол не только укрепляет здоровье, но и воспитывает такие качества, как смелость, настойчивость, целеустремленность, коллективизм, взаимопомощь, чувство дружбы.

Целью программы является выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.

Важнейшее требование к занятиям — дифференцированный подход  к  занимающимся, учитывая их состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность, а также знание навыков для самостоятельных занятий.

В данной программе предполагается использовать современные методики, основанные  на  постоянном изучении всех элементов  волейбола и тактики, с  последующим  совершенствованием  игры   в   целом.

Задачи  программы:

  1. Способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, профессиональному самоопределению, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.
  2. Формировать здоровый образ жизни.
  3. Развивать физические, интеллектуальные способности, нравственные морально-этические и волевые качества.
  4. Привлекать максимально возможное число детей и подростков к систематическим занятиям спортом.
  5. Улучшать состояние здоровья, физическое развитие.
  6. Повышать уровень физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных способностей.
  7. Профилактика вредных привычек и правонарушений.

Отличительной особенностью программы является — формирование комфортной образовательной среды, которая воспитывает у детей и подростков культуру здорового и безопасного образа жизни на всех возрастных этапах. Занятия спортом, благодаря индивидуальному подходу к особенностям каждого ребенка, позволяют ему ощутить себя в динамике непрерывного физического развития, отражающейся в его спортивных показателях и достижениях и, самое главное, в показателях его физического и психологического здоровья.

Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 7 до 18 лет. Срок реализации программы 3 года обучения. 1 год — начальное образование. 2 год – этап формирования и закрепления основных двигательных умений и навыков. 3 год – совершенствование технико-тактических элементов. Программа по волейболу рассчитана на, на 216 часов (3 раза по 2 часа).

 

  1. Учебно-тематическое планирование

Режим учебно-тренировочной работы и требования по физической  и технической подготовке

Этап подготовки Год обучения Min возраст для зачисления Min число обучающихся в группе Кол-во часов в неделю Требования по физической и  технической подготовке
Спортивно-оздоровительный 1-й,

2-й,3-й год

7 15 4(6) Выполнение нормативов по ОФП

Учебный  план    подготовки спортивно-оздоровительной   группы

п/п

Разделы подготовки Год обучения

(4 ч/нед)

Год обучения

 (6 ч/нед)

1 год 2 год 3 год 1 год 2 год 3 год
1    Теория 4 4 4 6 6 6
2  Общая физическая подготовка 50 46 40 75 69 60
3 Специальная физическая подготовка 40 30 30 60 45 45
4  Технико-тактическая подготовка 40 52 56 60 78 84
6 Контрольные игры и соревнования 6 8 10 9 12 15
7 Подготовка к сдаче, сдача контр. нормативов 4 4 4 6 6 6
ИТОГО: 144 144 144 216 216 216

Примерный план-график распределения учебного материала в группах

Разделы подготовки Программный

материал

Год обучения

(4 ч/нед)

Год обучения

(6 ч/нед)

1 год 2 год 3 год 1 год 2 год 3 год
Теоретическая подготовка 1. Физическая культура и спорт в России 1 1 1 1 1 1
2. Развитие волейбола  в России и за рубежом 1 1 1 1
3.Гигиенические знания и навыки

 

Режим и питание спортсмена

1 1 1 1 1 1
4. Правила игры в волейбол. Организация и проведение соревнований 1 1 1 2 2 2
5.  Влияние физических упражнений на организм человека 1 1 1 1 1
Итого 4 4 4 6 6 6
Практическая подготовка

 

 1. Общая физическая подготовка 50 46 40 75 69 60
— Общеразвивающие упражнения
— Упражнения для развития силы, быстроты, гибкости, ловкости
— упражнения в лазании, перелезании, преодоление препятствий
— упражнения для развития скоростно-силовых способностей
— упражнения для развития общей выносливости
— подвижные игры
2. Специальная физическая подготовка 40 30 30 60 45 45
— Упражнения для развития прыгучести
— подготовительные и подводящие упражнения
— упражнения для развития игровой ловкости
— упражнения для развития специальной выносливости
3. Технико-тактическая подготовка 40 52 56 60 78 84
— техника нападения      
— техника защиты      
— тактические действия в нападении      
— тактические действия в защите      
5.Контрольные игры и соревнования 6 8 10 9 12 15
6. Контрольные  нормативы 4 4 4 6 6 6
Итого 140 140 140 210 210 210
Общее количество часов 144 144 144 216 216 216

 

  1. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

Организация учебно-тренировочного процесса осуществляется на основе современной методики обучения, позволяющей обучающимся выполнить объем тренировочных и соревновательных нагрузок, достаточный для освоения программы.

На обучение на спортивно-оздоровительном этапе допускаются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний. Минимальный возраст зачисления в спортивную   школу – 7 лет. Максимальный возраст обучающихся – 18 лет.

Основными формами учебно-тренировочного процесса в спор­тивной школе являются теоретические и групповые практические занятия, тренировки по индивидуальным планам, календарные со­ревнования, учебные и товарищеские игры, учебно-тренировочные занятия в спортивно-оздоровительном лагере и на учебно-тренировочном сборе, занятия по подготовке и сдаче контрольных нормативов, воспитательно-профилактические и оздоровительные мероприятия.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

4.1.Теоретическая подготовка

Физическая культура и спорт в России. Значение двигательной активности в

укреплении здоровья, физического развития и подготовленности, в воспитании людей. Характеристика физкультурно-спортивных занятий оздоровительной и спортивной направленности. Сведения о спортивных званиях и разрядах.

Сведения о строении и функциях организма человека. Костная и мышечная системы. Сердечнососудистая и дыхательная системы. Нервная система. Органы пищеварения и выделения. Взаимодействие органов и систем.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Воздействие на основные органы и системы под воздействием физической нагрузки.

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Личная гигиена, гигиенические требования к спортивной одежде и обуви, местам занятий и оборудованию. Временные ограничения и противопоказания к занятиям видами спорта, предупреждение травм при физкультурно-спортивных занятиях, доврачебная помощь пострадавшим. Использование естественных факторов природы в целях закаливания организма. Врачебный контроль и самоконтроль. Режим дня и питания. Гигиена тренировочного процесса. Дневник самоконтроля спортсмена.

Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты физических упражнений. Соревновательные и тренировочные нагрузки, специфические и неспецифические, различные по величине и направленности. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки. Дозирование нагрузки.

 

Спортивные соревнования, их организация и проведение. Роль соревнований в подготовке занимающихся в спортивно-оздоровительных группах.

Правила соревнований в волейболе.

Основы техники и тактики волейбола. Понятие о спортивной технике, о тактике. Взаимосвязь техники и тактики.

Основы методики обучения физическим упражнениям, технике и тактике волейбола.

Оборудование и инвентарь,  применяемые в процессе соревнований и тренировки в волейболе. Тренажерные устройства, технические средства.

 

4.2.Физическая подготовка

Общая физическая подготовка

Обще подготовительные упражнения

Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) — сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.

Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.

Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.

Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами.

Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.

Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.

Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.

 

Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.

Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп).

Спортивные игры: баскетбол, мини-футбол, ручной мяч.

Специальная физическая подготовка

Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на 5, 6 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегают лицом вперед, а затем спиной и т.д. По принципу «челночного» бега передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (2-5 кг) в руках, с поясом-отягощением или в куртке с отягощением.

Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360°, прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и т.д. То же, но подают несколько сигналов; на каждый сигнал занимающиеся выполняют определенное действие.

Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салочки», специальные эстафеты с выполнением перечисленных заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.

Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом (двумя) в руках (до 3 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке- одна нога сильно согнута, другая опущена вниз, руками держаться на уровне лица: быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же с отягощением (пояс до 6 кг).

Упражнения с набивными мячами.

Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же с отягощением. Напрыгивание на тумбу (сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и количество прыжков подряд. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных (набивных, волейбольных) мячей, укрепленных на разной высоте.

Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей), движение руками с шагом правой ногой вперед (как при нижней прямой подаче). Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), руки за головой, движение руками из-за головы вверх и вперед. То же одной рукой (правой, левой). То же, но амортизатор укреплен за нижнюю рейку, а занимающийся стоит у самой стенки. Движение рукой вверх, затем вперед. Стоя на амортизаторе, руки внизу — поднимание рук через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и отведение назад. То же, но круги руками. Стоя правым боком к стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), движение правой рукой как при верхней боковой подаче.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.

Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча (1 кг) в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота 1,5-2 м) или на полу (расстояние 5-10 м) с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу, укрепленному на резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной стенки. Удары выполняют правой и левой рукой с максимальной силой. Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же с касанием волейбольного мяча, укрепленного на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивание).

Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования. То же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 180°. То же, что предыдущие два упражнения, но на расстоянии 1-1,5 м от сетки; исходное положение принимают после шага к сетке. То же, что последние три упражнения, но остановку и исходное положение принимают по сигналу. Передвижение вдоль сетки, остановка и прыжок вверх с выносом рук над сеткой. То же, но остановку и прыжок выполняют по сигналу. Перемещения у сетки, остановка и прыжок вверх, ладонями коснуться подвешенного над сеткой набивного (волейбольного) мяча.

 

4.3.Технико-тактическая подготовка

Техническая подготовка

Техника нападения

Перемещения: совершенствование навыков перемещения различными способами на максимальной скорости, сочетание с остановками, прыжками, ответные действия на сигналы; сочетание перемещений с имитацией приемов нападения.  Передачи мяча: сверху двумя руками различные по расстоянию и высоте в пределах границ площадки; из глубины площадки для нападающего удара, различные по высоте и расстоянию, стоя лицом или спиной в направлении передачи; с отвлекающими действиями (руками, туловищем, головой); в прыжке после имитации нападающего удара (откидка) назад в соседнюю зону; с последующим падением — на точность из глубины площадки к сетке.

Подачи: верхняя прямая в дальние и ближние зоны; боковая подача, подряд 20 попыток; в две продольные зоны 6-3, 1-2, на силу и точность; планирующая подача, соревнование на большее количество выполненных правильно подач; чередование способов подач при моделировании сложных условий (на фоне утомления и т.п.); чередование подач на силу и нацеленных.

Нападающие удары: прямой нападающий удар (по ходу) сильнейшей рукой из зон 4, 3, 2 с различных передач по расстоянию (короткие, средние, длинные) и высоте (низкие, средние, высокие) с удаленных от сетки передач, с передачи в прыжке назад (за голову), с передач с последующим падением; имитация нападающего удара и передача через сетку (скидка) двумя руками и одной; нападающий удар с переводом с поворотом туловища в ту же сторону; удар слабейшей рукой; удар с передач назад (за голову), с удаленных от сетки передач; боковой нападающий удар сильнейшей рукой с различных передач по расстоянию и высоте, с удаленных от сетки передач; нападающий удар с переводом влево без поворота туловища из зон 3,4, 2; нападающие удары с задней линии из зон 6, 1, 5; нападающие удары из-за линии нападения с передачи параллельно линии нападения; из зоны нападения (от сетки).

Техника защиты

Перемещения: сочетание стоек, способов перемещений и падений с техническими приемами игры в защите; сочетание способов перемещений с прыжками, перемещений с блокированием (одиночным и групповым).

Прием мяча сверху и снизу двумя руками: отбивание мяча сомкнутыми кистями над годовой с последующим падением и перекатом на спину; прием мяча сверху и снизу двумя руками с падением в сторону на бедро и перекатом на спину; прием одной рукой с падением в сторону на бедро и перекатом на спину (правой, левой); прием снизу двумя руками и одной рукой с падением вперед на руки и перекатом на грудь; чередование способов приема мяча в зависимости от направления и скорости полета мяча, средства нападения.

Блокирование: одиночное прямого удара по ходу (в зонах 4, 2, 3), выполняемого с различных передач.

 

Тактическая подготовка

Тактика нападения

Индивидуальные действия: выбор места и чередование способов подач, подач на силу и нацеленных в дальнюю и ближнюю зоны; выбор места и подача на игрока, слабо владеющего навыками приема мяча, вышедшего после замены, в зону 1 при выходе с задней линии из этой зоны; имитация второй передачи и обман (передача через сетку) на месте (с применением отвлекающих действий) и в прыжке; имитация второй передачи вперед и передача назад; имитация передачи назад и передача вперед; имитация нападающего удара и передача в прыжке (откидка) вперед через зону, назад в соседнюю зону (боком к сетке); нападающий удар через «слабого» блокирующего; имитация нападающего удара и «скидка» одной рукой в зону нападения.

Групповые действия: взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 4, игрока зоны 3 с игроком зоны 2 — в прыжке; стоя на площадке — с отвлекающими действиями; игрока зоны 2 с игроком зоны 3 в прыжке — откидка, игрока зоны 2 с игроком зоны 4 (с отвлекающими действиями); игрока зоны 2 с игроками зон 3 и 4 (при скрестном перемещении в зонах).

Командные действия.

5.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Психологическая подготовка подразделяется на общую и к конкретному соревнованию. Каждый раздел психологической подготовки имеет специфические задачи, решение которых требует комплексного подхода.

  1. Общая психологическая подготовка осуществляется в единстве с физической, технической и тактической подготовкой  на протяжении многолетнего периода спортивной подготовки, в ее задачи входят:
    • Воспитание высоконравственной личности спортсмена;
    • Развитие процессов восприятия;
    • Развитие внимания: объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения;
    • Развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения;
    • Развитие способности управлять своими эмоциями;
    • Развитие волевых качеств.
  1. Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям (играм) состоит в следующем:
  • Осознание игроками задач на предстоящую игру;
  • Изучение конкретных условий предстоящих соревнований (время, место, освещенность, температура и т.п.);
  • Изучение сильных и слабых сторон соперника и подготовка к действию с учетом этих особенностей;
  • Осознание и оценка своих собственных возможностей в настоящий момент;
  • Преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящей игрой;
  • Формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях в выполнении поставленных задач в предстоящей игре.
  1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся, прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).

Воспитательные средства:

  • Личный пример и педагогическое мастерство;
  • Высокая организация учебно-тренировочного процесса;
  • Атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
  • Дружный коллектив;
  • Наставничество опытных спортсменов.
  1. ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

для спортивно-оздоровительных групп

Для  УЧАЩИХСЯ 7-10 ЛЕТ

Физические способности Контрольное упражнение Возраст, лет Уровень
мальчики девочки
низкий средний высокий низкий средний высокий
Скоростные Бег 30м, с 7 7,5 и выше 7,3-6,2 5,6 и ниже 7,6 и выше 7,5-6,4 5,8 и ниже
8 7,1 7,0-6,0 5,4 7,3 7,2-6,2 5,6
9 6,8 6,7-5,7 5,1 7,0 6,9-6,0 5,3
10 6,6 6,5-5,6 5,1 6,6 6,5-5,6 5,2
Координационные Челночный бег

3*10м, с

7 11,2 и выше 10,8-10,3 9,9 и ниже 11,7 и выше 11,3-10,6 10,2 и ниже
8 10,4 10,0-9,5 9,1 11,2 10,7-10,1 9,7
9 10,2 9,9-9,3 8,8 10,8 10,3-9,7 9,3
10 9,9 9,5-9,0 8,6 10,4 10,0-9,5 9,1
Скоростно-силовые Прыжок в длину с места, см 7 100 и ниже 115-135 155 и выше 85 и ниже 110-130 150и выше
8 110 125-145 165 90 125-140 155
9 120 130-150 175 110 135-150 160
10 130 140-160 185 120 140-150 170
Выносливость 6-минутный бег, м 7 700 и менее 750-900 1100 и выше 500 и менее 600-800 900 и выше
8 750 800-950 1150 550 650-850 950
9 800 850-1000 1200 600 700-900 1000
10 850 900-1050 1250 650 750-950 1050
Гибкость Наклон вперед из положения сидя, см 7 1 и ниже 3-5 9 и выше 2 и ниже 6-9 12,5 и выше
8 1 3-5 7,5 2 5-8 11,5
9 1 3-5 7,5 2 6-9 13,0
10 2 4-6 8,5 3 7-10 14,0
Силовые Подтягивание  на высокой перекладине(М), подтягивание на низкой перекладине (Д), кол-во раз 7 1 2-3 4 и выше 2 и ниже 4-8 12 и выше
8 1 2-3 3 6-10 14
9 1 3-4 5 3 7-11 16
10 1 3-4 5 4 8-13 18

 


 

Для  УЧАЩИХСЯ 11-15 ЛЕТ

Физические способности Контрольное упражнение Возраст, лет Уровень
мальчики девочки
низкий средний высокий низкий средний высокий
Скоростные Бег 30м, с 11 6,3 и выше 6,1-5,5 5,0 и ниже 6,4 и выше 6,3-5,7 5,1 и ниже
12 6,0 5,8-5,4 4,9 6,2 6,0-5,4 5,0
13 5,9 5,6-5,2 4,8 6,3 6,2-5,5 5,0
14 5,8 5,5-5,1 4,7 6,1 5,9-5,4 4,9
15 5,5 5,3-4,9 4,5 6,0 5,8-5,3 4,9
Координационные Челночный бег

3*10м, с

11 9,7 и выше 9,3-8,8 8,5 и ниже 10,1 и выше 9,7-9,3 8,9 и ниже
12 9,3 9,0-8,6 8,3 10,0 9,6-9,1 8,8
13 9,3 9,0-8,6 8,3 10,0 9,5-9,0 8,7
14 9,0 8,7-8,3 8,0 9,9 9,4-9,0 8,6
15 8,6 8,4-8,0 7,7 9,7 9,3-8,8 8,5
Скоростно-силовые Прыжок в длину с места, см 11 140 и ниже 160-180 195 и выше 130 и ниже 150-175 185 и выше
12 145 165-180 200 135 155-175 190
13 150 170-190 205 140 160-180 200
14 160 180-195 210 145 160-180 200
15 175 190-205 220 155 165-185 205
Выносливость 6-минутный бег, м 11 900 и ниже 1000-1100 1300 и выше 700 и ниже 850-1000 1100 и выше
12 950 1100-1200 1350 750 900-1050 1150
13 1000 1150-1250 1400 800 950-1100 1200
14 1050 1200-1300 1450 850 1000-1150 1250
15 1100 1250-1350 1500 900 1050-1200 1300
Гибкость Наклон вперед из положения сидя, см 11 2 и ниже 6-8 10 и выше 4 и ниже 8-10 15 и выше
12 2 5-8 10 5 9-11 16
13 2 5-7 9 6 10-12 18
14 3 7-9 11 7 12-14 20
15 4 8-10 12 7 12-14 20
Силовые Подтягивание  на высокой перекладине(М), подтягивание на низкой перекладине (Д), кол-во раз 11 1 4-5 6 и выше 4 и ниже 10-14 19 и выше
12 1 4-6 7 4 11-15 20
13 1 5-6 8 5 12-15 19
14 2 6-7 9 5 13-15 17
15 3 7-8 10 5 12-13 18

 

Для  УЧАЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ

 

Физические способности Контрольное упражнение Возраст, лет Уровень
юноши девушки
низкий средний высокий низкий средний высокий
Скоростные Бег 30м, с 16 5,2 и ниже 5,1-4,8 4,4 и выше 6,1 и ниже 5,9-5,3 4,8 и выше
17 5,1 5,0-4,7 4,3 6,1 5,9-5,3 4,8 и выше
Координационные Челночный бег

3*10м, с

16 8,2 и ниже 8,0-7,6 7,3 и выше 9,7 и ниже 9,3-8,7 8,4 и выше
17 8,1 7,9-7,5 7,2 9,6 9,3-8,7 8,4 и выше
Скоростно-силовые Прыжок в длину с места, см 16 180 и ниже 195-210 230 и выше 160 и ниже 170-190 210 и выше
17 190 205-220 240 160 170-190 210 и выше
Выносливость 6-минутный бег, м 16 1100 и ниже 1300-1400 1500 и выше 900 и ниже 1050-1200 1300 и выше
17 1100 1300-1400 1500 и выше 900 и ниже 1050-1200 1300 и выше
Гибкость Наклон вперед из положения сидя, см 16 5 и ниже 9-12 15 и выше 7 и ниже 12-14 20 и выше
17 5 и ниже 9-12 15 и выше 7 и ниже 12-14 20 и выше
Силовые Подтягивание  на высокой перекладине(М), подтягивание на низкой перекладине (Д), кол-во раз 16 4 и ниже 8-9 11 и выше 6 и ниже 13-15 18 и выше
17 5 9-10 12 6 13-15 18 и выше

 

8.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности.

2.Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и потребности в систематических и самостоятельных занятиях баскетболом.

  1. Укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности.
  2. Формирование таких положительных черт характера, как воля, настойчивость, активность.
  3. Формирование навыков командной игры, воспитание чувства ответственности.
  4. Развитие двигательных способностей.
  5. Расширение теоретических знаний обучающихся о развитии спорта в стране и за рубежом.
  6. Формирование основных представлений о функциях и строении организма, гигиене, развитии навыков закаливания и самоконтроля.
  7. Формирование и совершенствование навыков игры в волейбол.

 

  1. ЛИТЕРАТУРА
  2. Волейбол. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР/Ю.Д.Железняк, А.В.Чачин, Ю.П.Сыромятников. – М.: Советский спорт, 2007г. – 112с.
  3. Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства /Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов — М, 2004г.
  4. Настольная книга учителя физической культуры/ Под ред. Л. Б. Кофмана.-М., 1998г.
  5. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и тренеров-преподавателей/В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий, М.В.Маслов. – М.: Просвещение, 2013г. – 112с.

5.  Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства — М., 1998г.

Поддержка
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?